Лабораторные работы являются важнейшей составляющей учебного процесса при изучении специальных дисциплин. Использование компьютерной программы «Ментортм» дает возможность пересмотреть рекомендуемое распределение учебного времени, отводимого учебным планом на дисциплину «Экономическая теория» в направлении увеличения его на проведение практических занятий. Индивидуализация процесса обучения благодаря использованию ЭВМ (за компьютером работает один человек) лучше помогает разобраться в анализируемой ситуации.
Одной из лабораторно-практических работ, выполняемых студентами, является работа на тему «Влияние на ВВП трудовых факторов». На уроке работают 10 человек, один из них является консультантом, заранее освоившим практикум. На предшествующих занятиях студенты изучили структуру практикума, порядок работы с моделью (изучение теоретических сведений, знакомство с заданием, порядок введения исходных данных, построение графиков и таблиц, наблюдение за изменением исследуемых величин в ходе работы с моделью, установление логических связей между экономическими величинами). Наиболее яркие структурные элементы программы представлены на рисунках 1-9. Данное занятие позволяет закрепить навыки работы с программой и выполнить конкретное задание по теме урока.
Выбор темы урока и ее актуальность продиктованы происходящими переменами в экономике России в условиях мирового финансового кризиса, поставившего наше государство в сложное положение в период начавшегося подъема после двадцатилетних перемен и потрясений в связи с распадом Советского Союза и переходом на рыночный путь развития. Целью урока является приобретение навыка исследования влияния трудовых факторов на ВВП. Методическая цель предполагает реализацию учебной цели через использование интерактивной компьютерной программы как средства, позволяющего не просто анализировать сложившуюся ситуацию, но и вносить изменения в ход событий, проверяя правильность своих прогнозов.
После проверки готовности студентов к занятию преподаватель сообщает тему урока, цель, место урока в блоке, ход работы, критерии оценки. Общее время урока – 1,5 часа. Основные моменты сказанного отражаются в презентации урока, которая предлагается вниманию присутствующих. Далее следует фронтальный устный опрос, позволяющий выявить степень осведомленности студентов по проблеме урока, а также подвести их к осознанию важности ее и потребности в более детальном анализе, т. е. осуществляется процесс мотивации к проведению исследования в рамках возможностей программы.
Следующий этап – тестирование с применением тестирующей компьютерной программы «Mirax Test». Студентам предлагается тест-контроль, включающий 10 вопросов теоретического характера. Программа позволяет незамедлительно получить оценку после выполнения задания, которая будет первой составляющей итоговой оценки работы на уроке.
После тестирования студенты изучают задание-инструкцию по выполнению лабораторно-практической работы, внимательно знакомятся с условием заданий и задач, которые предстоит решить. В ходе работы изучается характер влияния эндогенных и экзогенных переменных на величину ВВП. Поэтапно выявляется зависимость величины ВВП от изменения каждого фактора отдельно, а затем в комплексе. Завершается работа моделированием ситуации, иллюстрирующей экономический рост. Такое построение хода исследования дает возможность постепенно повысить коэффициент сложности выполняемого задания и одновременно ощутить каждым ответственность за правильность принимаемых решений, что является чрезвычайно важным воспитательным аспектом в формировании социально активной личности.
Преподаватель комментирует особенности выполнения каждой составляющей. Студент - консультант оказывает необходимую помощь студентам и одновременно фиксирует результаты выполнения ими предложенного объема работ с учетом критериев оценки данного этапа. Все действия проецируются с одного из компьютеров на экран, что помогает преподавателю руководить процессом исследования, а студентам дает возможность сопоставить свои действия с действиями своего товарища и оценить правильность их выполнения. По окончании данного этапа подводятся итоги. Каждый студент получает вторую оценку.
Третий активный этап урока проводится в форме тестирования и отражает умение работать в программе с учетом специфики практикума и методики проведения исследования. Каждому предлагается вновь ответить на 10 вопросов названного характера. Критерии оценки аналогичны. Студент-консультант фиксирует результаты тестирования и подводит общий итог работы на уроке.
После завершения работы на компьютере проводится обсуждение результатов исследования и занятия в целом. Необходимым условием его является высказывание собственного мнения каждым студентом, что позволяет развивать мышление и речь, коммуникабельность, формировать собственную позицию по конкретному вопросу. Предлагается выделить как положительные, так и отрицательные моменты, высказать предложения по оптимизации процесса, что позволяет сформировать деловую, конструктивную обстановку на уроке. Преподаватель адекватно реагирует на замечания, предложения и дает комплексную оценку работы на занятии.
До сведения студентов доводится домашнее задание. Оставшееся время урока (около 30-40 минут) отводится для оформления отчета по форме, указанной в задании-инструкции, и приему оформленных отчетов по предыдущей теме.
Тщательная подготовка каждого этапа работы, включая его форму и содержание, наличие современной технической базы позволило достичь желаемой цели урока – сформировать навык исследования в определенной области и продолжить формирование компетентного специалиста в области экономики и бухгалтерского учета.