Цели:
- Обобщить знание детей по биографии И.А.Крылова, знания по ранее изученным басням.
- Ознакомить с новой басней "Трудолюбивый Медведь".
- Добиваться понимания содержания басни, выделения характерных признаков басни.
- Через языковые средства показать воспитательные возможности текста.
Оборудование:
- Портрет И.А.Крылова
- Иллюстрации героев басен
- Выставка книг И.А.Крылова
Ход урока
1 .Психологический настрой учащихся на урок.
2. Сообщение темы и цели урока
- проверим домашнее задание
- познакомимся с новым произведением
- вспомним изученные ранее басни
- постараемся понять, почему басня "Трудолюбивый Медведь" - последняя в разделе?
3. Проверка домашнего задания - чтение басни "Две Бочки".
- Кого изобразил И. Крылов в этой басне? А каким был сам Крылов?
4. Сообщение учащимися биографических сведений об И.А.Крылове - действительно, мало, чем отличался от простого народа, но... создал такие произведения, за это благодарные потомки помнят его.
"За меня говорят мои звери" (И.А.Крылов)
- почему за него говорят звери? (иллюстрации к различным сказкам) - какие герои в этих баснях?
- кто герой сегодняшней басни?
(иллюстрация медведя)
5. Работа над новой басней
а) название
-каким представлен медведь в произведениях русского фольклора?
- а какой он по жизни?
- в басне он - трудолюбивый, какой- это?
- о чём будет басня?
б) словарная работа
- дуга - часть упряжки лошади, на которой висит колокольчик
- сбывает с рук - продаёт (избавляется)
- верста - 1 км
- проказа - шалость
- вяз - дерево
- несметное число - огромное количество
- ремесло - занятие, профессия
в) чтение басни учителем, "минута тишины" (дети думают над содержанием)
г) анализ по вопросам
- чем занимался мужик?
- почему медведь решил жить так же?
- с чего он начал?
- какого совета он просит?
- что услышал медведь?
д) чтение учащимися (про себя)
е) выборочное чтение
- прочитайте о ремесле мужика
- "труд" медведя
- жалобы медведя
- совет мужика
ж) работа с текстом
- есть ли сравнение?
- подберите синоним к слову "труд"
- докажите, что "Трудолюбивый медведь" - это басня
- что надо для настоящего труда?
з) выразительное чтение
- определение характера медведя и мужика
- чтение в парах по ролям
и) пословица из басни
- прочитать хором, о чём она?
- какие ещё пословицы знаете?
к) придумывание морали к басне
(групповая работа)
6. Обобщение знаний по изученным басням
Проверочная работа - по иллюстрациям и морали определить название басни, взаимопроверка
7. Подведение итогов урока.
- с какой басней познакомились?
- какова её мораль?
- почему мы изучаем её последней?
8. Выставление отметок.
Домашнее задание - сочинить басню.