Игра-тренинг на командообразование "Кругосветка"

Разделы: Школьная психологическая служба


Данное направление в работе психологов является чрезвычайно востребованным в настоящее время у педагогов и родителей, да и, как оказалось, у самих детей. На сегодня существует множество технологий, преимущественно из сферы бизнес-тренингов, которые зарекомендовали себя эффективными при работе с командами. Отдельные элементы этих форм работы были использованы нами при составлении игр-"кругосветок" (путешествий по сторонам света, временам года, по будущему, прошлому, настоящему и др.). Если раньше считалось достаточным организовывать циклы занятий по сплочению с отдельным классным коллективом, то предлагаемая нами форма позволяет работать одновременно с несколькими классными коллективами.

Цель игры-тренинга заложена в самом названии - командообразование.

Цель реализуется через следующие этапы:

Подготовительный. Подготовка сценария игры с обязательной сюжетной линией, содержанием этапов испытаний команд, системой критериев оценки сплоченности классов, штрафных санкций.

Игра-тренинг. Представление команд. Проведение игры, оценка сплоченности и уровня выполнения задания ведущими этапов, подведение итогов с вручением каждому классу свидетельства с указанием номинации, в которой коллектив отличился.

Рефлексия (проводится внутри класса). Самоанализ команды по выполнению заданий каждого этапа игры. Очень важно проводить рефлексию непосредственно после игры, поскольку так обсуждение проходит активнее и позволяет своевременно отреагировать на имеющиеся, а также на возникшие в ходе игры конфликты и противоречия. И, кроме этого, есть возможность отметить и позитивные проявления: способность брать на себя ответственность, взаимопомощь, возможность почувствовать себя частью коллектива, личностную самореализацию.

Участники игры-тренинга: учащиеся 1-11 классов. Игры проводится для нескольких параллелей одной возрастной категории одновременно. Количество участников одной игры - до 150 человек.

Формы и методы работы: большинство заданий на этапах предусматривают одновременное участие всех членов команды. В некоторых заданиях одному игроку команды необходимо выполнять ведущую роль, а всем остальным игрокам активно ему помогать либо физически, либо морально, что тоже весьма важно.

В играх используются задания типов:

- Задания на ловкость, смекалку и быстроту ( подвижные игры)

- Задания на командное взаимодействие (вербальное и невербальное)

- Интеллектуальные задания

- Задания на везучесть ("везет - не везет")

Эти задания позволяют ощутить радость от совместного достижения цели; увидеть и продемонстрировать другим свой потенциал; почувствовать преимущества командной работы и ощутить поддержку окружающих.

Ожидаемые результаты: заряд положительных эмоций, чувство сплоченности, уверенности в собственных силах и чувство победы. После игры одноклассники проводят больше времени в общении друг с другом, получают большее удовлетворения от общей работы.

Организация игр-тренингов. Игры проводятся 2-3 раза в год: обязательно в начале учебного года, поскольку игры решают задачу сплочения новых коллективов, вторая игра традиционно проходит накануне новогодних каникул и позволяет подвести некоторые итоги и наметить перспективы развития класса, создать праздничное настроение. Форма "Кругосветок" абсолютно не затратна для участников в плане времени и финансов, требует минимум специального оборудования и небольшого числа организаторов игры (например, если это путешествие по четырем сторонам света - 4 организатора (минимум) могут охватить 8 команд - по две команды на каждом этапе). Процесс командообразования в условиях школы усложнен тем, что количество человек в команде большое. Тренерам обычно не рекомендуется формировать команды больше 10-12 человек, так как практика показывает, в командах свыше 10 человек некоторые игроки становятся лишними и только мешают выполнять задания. Поэтому мы должны тщательнее отслеживать и контролировать процессы, происходящие в группе и ставим по несколько наблюдателей (например, детей постарше).

Продолжительность игры - 2-2,5 часа. Время проведения - послеурочное время.

Место проведения - территория вокруг школы, помещения внутри школы.

Специальное оборудование - в соответствии с содержанием испытания (веревки, мячи, фломастеры, доски, скотч, бумага и т.д.).

Анализ. Предметом анализа являются оценки и комментарии ведущих в маршрутных листах, рефлексия участников в устной и письменной форме. Каждое задание оценивается ведущими и наблюдателями по 10-балльной шкале. Класс может быть оштрафован за: неуважительное отношение друг к другу, соперникам и ведущим, за невключенность всех членов класса, некачественное выполнение задания, опоздание. Дальнейшие изменения в развитии отношений в коллективах отслеживаются психологами с помощью наблюдения и психодиагностического инструментария.

Сценарии игр

Новогодняя кругосветка "По сторонам света"

Сюжет: Классы отправляются в кругосветное путешествие по 4 сторонам света: на север, на восток, юг и запад (возможны варианты юго-запад, северо-восток, "пуп Земли" и др. - поэтому сюда органично вписываются игры народов мира). Их задача покорить как можно больше сторон света, заработав на этапах по стреле Розы ветров. После игры классы прикрепляют свои заработанные стрелы на общий стенд и становится видно, кто где был силен. По итогам ведущие разных сторон света награждают классы символами: Север - мороженым, Восток- китайским чаем, Запад - попкорном, Юг - ананасами.

Подготовительная работа: Классы придумывают, что они за экспедиция ( берут реальное или вымышленное (из литературы, фильмов) название экспедиции, указывают транспортное средство, готовятся ответить на вопросы об этой экспедиции. Классы регистрируются на общем стенде.

Класс Средство передвижения Капитан Место отправления
Яхта "Надежда" Федор Конюхов (Петя Иванов) Владивосток, Россия

Содержание этапов:

ВОСТОК

Интеллектуальный. Запоминалки. Под покрывалом находится расчерченная матрица 4х4, в каждой ячейке различные предметы (ракушки, макароны, веер, цветок и т.п.) Тот же набор предметов есть у каждой команды. Задача команды - запомнить и точно воспроизвести матрицу. В случае неудачи ведущий меняет порядок ряда и просит команды воспроизвести их снова. Побеждает та, которая первой воспроизведет ряд.

Материалы: 3 стола, плотное покрывало, 3 набора предметов

Групповое взаимодействие. Пиалы. Команды в равных количествах стоят в кругах(очерченных мелом) или гимнастических обручах на расстоянии 1,5 метра. Задача: передать пиалу с водой из кувшина 1 от начала эстафеты до конца в кувшин 2. По истечении времени ведущий производит замер донесенного объема воды.

Подвижная. Шапка канатоходца (игра народов Дагестана).История этой игры восходит к древним обычаям горских народов, для которых одним из основных умений было умение удержать равновесие на крутых горных тропах. Первоначально в игру играли так: располагали два крупных камня высотой до 50см на расстоянии 3-5 шагов друг от друга и сверху на них клали шест. Игрок должен был перенести шапки всех участников по очереди от одного камня к другому, ни разу не оступившись и не уронив ни одну шапку. Для игры можно использовать гимнастическую скамейку, по которой должны будут ходить дети в ходе игры.

Правила:

1. Один игрок обязан быстро перенести все предметы, сложенные у основания скамейки, с одной стороны на другую.

2. Нельзя за один раз переносить больше одного предмета.

3. Если игрок устал, он может передохнуть, остановившись на одном краю скамейки, но он не должен спускаться на землю и даже касаться земли ногой.

4. Как только перенесены все предметы, команда выстраивается на скамейке, получает свои предметы и по одному возвращается обратно.

Везет - не везет. Джендрапур (Индия) Со стартовой площадки игроки должны стараться попасть в середину поля.

Получив право хода, игрок бросает скорлупки грецких орехов. Считать ходы нужно так:

  • скорлупка выпала открытой стороной - это ход на 1 клетку вперед;
  • две скорлупки выпали открытой стороной - это ход на 2 клетки; вперед;
  • три скорлупки выпали открытой стороной - это ход на 3 клетки вперед;
  • четыре скорлупки выпали открытой стороной - это ход на 4 клетки вперед. И игрок может бросить еще раз;
  • четыре скорлупки выпали спинкой - это ход на 3 клетки вперед. И игрок может бросить еще раз. Если игрок попадает на клетку, где уже стоит фишка другого цвета (другого игрока), то она снимается и возвращается на стартовую площадку. Фишка, попавшая на середину, выигрывает и остается там. Ее нельзя снять. Тот, у кого все четыре фишки дошли до середины, выигрывает.

Материалы: Игровое поле 5х5, на пяти квадратах вышиваются крестики. игровое поле можно просто нарисовать на картоне. 4 половины грецких орехов, по 4 одноцветные фишки.

Подвижный. Поймай за хвост дракона! (Китай)Игроки стремятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, - голова дракона, последний - его хвост. Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга не должна разрываться. Половина дракона - 1 команда, вторая половина - другая. Время позиции каждой команды ограничено. Итог - подсчет пойманных хвостов. Дракон может меняться (первые могут стать посередине и наоборот).

Интеллектуальный. Башня восточной красавицы. Командам предлагаются соломинки для коктейля и степлеры. Задача: составить высокую конструкцию. Жюри оценивает включенность в задание, отношения в коллективе, а также фиксирует высоту и по прохождению всех групп присваивает дополнительные 1,2,3 или 4 балла (на собственное усмотрение).

Везет- не везет. Восточный базар /Полтора кило. Команды должны набрать в полиэтиленовые пакеты вещей на полтора килограмма. Какая из команд оказалась ближе к результату - та выигрывает.

ЗАПАД

Групповое взаимодействие Кока-кола. Как известно, кока-кола и соломинка для коктейля - изобретение американское (равное количество учеников классов выстраивается в очереди, у каждого участника -трубочка для коктейля, первый держит бутылочку 0,33 с кока-колой, последний - пустую . задача: перелить кока-колу с начала очереди до конца ( в другую бутылку) по созданному классом трубопроводу. Соломинки держатся участниками одной рукой, вторая рука направлена в сторону. Побеждает класс, который соберет на конце больше напитка.

Везет - не везет. Золотая лихорадка ( по территории раскидываются игрушечные деньги разного вида (евро, доллары, йены и др.)/"золотые" монетки, припорашиваются снегом; задача класса - собрать как можно больше денег, по истечении времени идет подсчет только американских долларов (мы же в Америке!)

Групповое взаимодействие. Кукурузка (на начале этапа - тарелочки с одинаковым количеством кукурузных палочек). Команды выстраиваются в шеренги на расстоянии 1 метр друг от друга. Дети должны передавать друг другу кукурузки по одной штуке.

Везет-не везет. Игра "Бирки", Польша (вариант)Перед игрой необходимо заготовить 10 бирок - 8-саниметровых дощечек, выпиленных из древесины.

Бирки образуют пары: император и императрица, король и королева, принц и принцесса, крестьянин и крестьянка (2 пары).

В процессе игры первый участник должен взять все бирки в руки, подкинуть их и стараться поймать их на ладони с выпрямленными пальцами. Пойманными считаются только совпавшие пары. За императорскую дается 12 баллов, за королевскую - 7, за принца и принцессу 4, за крестьян - 1 балл. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество баллов за определенное количество бросков. Можно и не подкидывать, а возьмем обычные игральные карты, потасуем, выложим рубашкой в 6 стопок и каждой команде дадим право хода по очереди. Какая команда соберет быстрее пары и заработает больше очков? Команды должны тянуть карты из общей стопки по очереди. Следим за тем, как реагирует команда на поражение своих игроков.

СЕВЕР

Групповое взаимодействие. Письмо по снегу. Классы делятся на 5 групп, занимают отдаленные позиции друг от друга. Каждая группа будет писать только одну букву ответа на загадку, так как загадано слово из 5 букв. Правило: все концы веревки должны быть взяты, не должно быть свободных концов. Только так группа может написать букву. Бутылка с краской передается только в вертикальном положении ( доказательство - пролитая краска).Громко ответ не кричим - так вы поможете соперникам.

Материалы: бутылка 0,33 с разведенной в воде гуашью, четыре веревки подвязаны к бутылке; снег для письма нужно предварительно утоптать.

Подвижная игра. Снежный бой. Классы встают вокруг очерченного круга. Задача - попасть в коробки снежками из газет. В круге по представителю от команд. Он скидывает непопавшие снежки обратно своим командам. Побеждает команда, набравшая в коробки больше количество снежков. Материалы: снежки из газет, коробки.

Командное взаимодействие. Палки лыжников. В снег(землю) воткнуты лыжные палки. Команды отправляют по одному участнику с закрытыми глазами - ему нужно дойти до линии финиша под голосовые приказы команды. Какая команда соберется первой? Если игрок задевает палку, возвращается на стартовую линию. Командовать могут только те, кто остался на линии старта.

Материал: лыжные палки, повязки на глаза, финишная прямая.

Командное взаимодействие Лыжи лыжников

Командам выдают 2 лыжи (доски) длиной 3м. Кто первым преодолеет путь с препятствиями. Двигаться можно только на лыжах. Кто быстрее дойдет до финиша?

Материалы: лыжи длиной ок. 3 м. ( на концах -подвязки из шнурков), препятствия - 1) высотой 30см 2) высотой 1м.

Подвижная игра. Царь горы.(русская народная игра)

Групповое взаимодействие. Беляк (белорусская игра) Участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр - 1м) и встать вокруг него двум командам, держась при этом за руки. После каждая команда должна стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.

Интеллектуальная. Снежная скульптура. Заранее подготовлены карточки с любыми словами. По очереди одному из представителей команд на спину прикрепляется табличка со словом. Его команда должна изобразить это слово в идее групповой скульптуры. Отгадывающий имеет право на 3 попытки (скульптур тоже может быть три). Если ответ не удался, команда противников тоже может помочь. Если ответ удался, обе команды получают призовые очки.

Везет-не везет. Снежинкопад. На два стула встают по очереди по одному человеку, запуская с него по одной вырезанной из салфетки снежинки в ведро. Кто больше соберет снежинок. Рука строго прямая на уровне глаз.

Подвижная .Снежкосбивалка Задача: как можно больше раз попасть снежком в фигуры/игрушки (например, символ уходящего года)

ЮГ

Интеллектуальное. Запоминалки. Под покрывалом находится расчерченная матрица 4х4, в каждой ячейке экзотические фрукты (муляжи). Дополнительная задача в том, чтобы назвать фрукты, овощи, а потом воспроизвести. Тот же набор фруктов есть у каждой команды. Задача команды - запомнить и точно воспроизвести матрицу. В случае неудачи ведущий меняет порядок ряда и просит команды воспроизвести их снова. Побеждает та, которая первой воспроизведет ряд.

Командное взаимодействие. Игра "Пунипуни", Новая Зеландия (вариант)Это игра маори, в которую играют двое. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии около 2м. Один вытягивает руку в направлении другого, а тот с закрытыми глазами пытается найти руку товарища, дотянуться до нее и скрестить пальцы. При этом оба не должны сходить с места. Какая команда быстрее найдется?

Везет - не везет. Бросание бобов (Болгария).2 игрока встают на расстоянии двух шагов от лунки. Первые игроки стараются попасть в лунку сразу семью бобами. Все бобы, попадающие в лунку, он может брать себе. Игрок, который попал в лунку наибольшим количеством бобов, может постараться закинуть в лунку и остальные бобы. Если заброшены все бобы, то оба игрока отходят на один шаг назад от лунки, оттуда они бросают 11 бобов.На третьем круге они опять отходят на один шаг назад и бросают 13 бобов сразу. И т.д., пока кто-то из них не решит прекратить игру.

Везет не везет. Скрытый песок (Йемен) Мы можем играть в игру из снега. Две команды соревнуются друг с другом. Каждая команда делает на заранее определенной территории по 5 конусов, закапывая в них определенные крупные предметы.

Группа игроков ищет кучки снега на территории противника. Если они находят такую кучку, то разравнивает ее.

Выигрывает та команд, которая раньше обнаруживает 5 предметов противника.

Групповое взаимодействие. Тигр, принцесса, папуас Играют 2 команды. Каждая по 3 раза загадывает одно из трех слов: тигр, принцесса или папуас. Каждому из слов соответствует определенное движение. По команде ведущего (раз,два, три) обе команды должны показать движение. Если движения совпадают, команда считается проигравшей и команда соперников получает призовой балл. Если движения не совпадают, команда зарабатывает балл. Счет ведется на бумаге/песке/снегу.

Новогодняя кругосветка "12 месяцев".

Сюжет: каждый класс может накануне нового года увидеть все месяцы года, как в сказке "12 месяцев". Этапы - времена года, на каждом этапе 3 испытания разной направленности (творческие, интеллектуальные, подвижные). В основном на этапах встречаются 2 класса (кроме избы), лучший класс получает секретный код времени года - пословицу об этом времени года.

Подготовительная работа: разработка знаков отличия, истории из жизни класса (выдуманные или реальные).

Содержание этапов:

ВЕСНА. Много воды - много травы

Март. Обойди ручей. Оборудование: натянуты веревки в виде ромба. Класс делится поровну и встает навстречу друг другу (правая к правой руке, левая к левой). Задача - пройти ручей, не размыкая рук.

Апрель. Правда или ложь? Классы по очереди рассказывают истории о событиях в классе (реальные или вымышленные). Время рассказа ограничивается 1 минутой. Класс-соперник отгадывает: это была правда или ложь. Доказательством является карточка со знаком + или-.

Май. Маляры и краски. Один класс - "маляры", другой - "краски".

ЛЕТО. Лето - припасиха, зима - прибериха

Июнь. Зашифрованное слово.

Оборудование. Игровое поле. (показывается только после прочтения кода)

Какое слово получится, если выбрать из таблицы последовательность букв. Команде будет зачитан код, его необходимо запомнить и восстановить слово позже, при демонстрации таблицы.

Например, запомните код: С5, В5, Д3, С3

Запишите его и соотнесите с таблицей. Правильно, должно получиться слово ЛЕТО.

Запоминаем следующий код: Д3, В2, А2, С1(тигр), Д1, А5, С2, С5, Е3 (цапля)

А3, А5, С5, В5, С4, В1,В2 ( валенки)

Июль. Отгадывание слов из сказки. Представителю команды одно из слов прикрепляется сзади на булавку. Его команде нужно изобразить его так, чтобы представитель догадался, о каком слове идёт речь. Каждая команда имеет по три слова (предъявляются по очереди).

Август. Паутина. Протягиваем правую руку, берем кого-нибудь, потом левую - тоже кого-нибудь хватаем. Задача - распутаться, не разрывая рук.

ДВОРЕЦ (и там капризная принцесса, как в сказке)

Ученикам предъявляются картины по сказочным сюжетам, называется автор и название произведения. Задача класса изобразить картину без помощи слов так, чтобы соперники догадались и назвали ее полное название и автора-художника (используем картины Васнецова, Врубеля, для старших - картины Пукирева, Репина, Сурикова и др.).

ОСЕНЬ. Цыплят по осени считают

Сентябрь-октябрь. Осень богата плодами. Грибники. Оборудование: фломастеры 4 цветов, лист с условиями цвет-гриб-количество баллов, повязки на глаза. По полю раскиданы фломастеры. Класс выстраивается в круг. Задача 1 представителя команды вслепую под диктовку класса по одному слову собрать как можно больше фломастеров на большее количество баллов. Проводится 2 тура: 1 тур простой сбор, второй тур - со знанием стоимости грибов. (например Белый гриб(царь-гриб) - фломастер коричневого цвета = 5 баллов, Рыжики - фломастеры желтого и оранжевого цветов = 3 балла, Сыроежка - фломастер синего, серого и четного цветов = 1 балл, Мухомор - фломастер красного цвета = -2 балла)

Ноябрь. Сказочный кроссворд. Или осенний кросс. Оборудование: простые карандаши, резинки, бланки кроссвордов, нарезанные на полоски вопросы. 2 класса выстраиваются в очереди. Первым бегущим выдается вопрос. Огибая круг, он должен найти ответ и сказать его команде. Кто-то из команды записывает ответ в бланк. Если ответа нет, бегун бежит второй штрафной круг, в это время команда думает и подставляет слово.

ЗИМА Мороз невелик, да стоять не велит

Декабрь. Заяц и черепаха. Команде предлагается сказка народов Африки. Нужно предложить своё решение данной ситуации. Назвать не менее трёх вариантов.

Январь. Суровые ветры. Экстремальные ситуации. Оборудование: бланки с описанием предметов.

Ситуация: Январским ветром вас занесло на северный полюс, где не ловят телефоны и бродят белые медведи. Вы одеты по-зимнему и еще имеете несколько вещей. Вас обыскались спасатели.

Выберите 5 самых важных вещей и пронумеруйте: 1-самое самое важное и т.д.

Ключ:

9 БЕНЗИН 11 КОМПАС 10 БАНОЧКА МЁДА
8 ДРОВА 5 СПИЧКИ 1 РУЖЬЕ
7 ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА 6 ТЕРМОС 12 СРЕДСТВА СВЯЗИ
2 СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (РАКЕТНИЦА) 4 ГОРЕЛКА С ТВЕРДЫМ ТОПЛИВОМ 3 ЛОПАТКА

Февраль. Лыжи. Оборудование: две деревянные доски шириной 20 см и длиной 3 м. С отверстиями с обоих концов для веревок. Класс должен пройти дистанцию исключительно по этим лыжам, любой заступ штрафуется и команда выстраивается выполнять задание снова.

Игра-кругосветка "Путешествие на машине времени"

Сюжет: команды отправляются в путешествие во времени (попадая в прошлое, настоящее, будущее). На этапах их ждут испытания школьной жизнью. Как в известном фильме "Гостья из будущего" герои стремятся овладеть миалофоном - так и наши участники должны на этапах заработать как можно больше граней (вырезанных из пластиковых папок кружочков), чтобы собрать свой многогранный, а, следовательно, и самый эффективный миалофон.

Подготовительная работа: обсуждение знаков отличия, подготовка номеров художественной самодеятельности.

Содержание некоторых этапов:

Футбол вслепую. Команда определяет одного футболиста (того кто будет забивать мяч в ворота), ведущий завязывает ему глаза. Команда выстраивается в круг, и говоря по одному слову должна подвести футболиста к мячу для того, чтобы он ударил точно по нему и попал в ворота. Класс штрафуется если мяч не забит в ворота, если произнесено более одного слова (начинает круг снова)

Похвастушки. На этапе встречаются две команды. Каждая должны выдать как можно больше талантов ( сценических, в спорте, в технике и др.), возможно разыгрывание готовых номеров художественной самодеятельности.

Словесность. Класс собирается у стола и тянет по одной карточке из стопки букв. Задача - собрать загаданное слово.Если образуются другие слова из тех букв, которые есть у класса, ведущие могут присудить дополнительные баллы.

Узел дружбы. Класс хватает канат руками. Задача - за определенное время завязать как можно больше узлов дружбы, не отрывая рук.

Лабиринты времени. К самокату привязываются 3 веревки. Класс выстраивается в круги вдоль очерченной мелом дорожки. Задача - провести самокат ровно по дорожке, не отрывая его от земли.