В старшем школьном возрасте приобретение знаний становится делом жизненной важности для ученика, формируется стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. Поэтому наряду с поддержанием интереса к предмету выдвигается задача предоставления молодому человеку широкого поля деятельности, способствующего его дальнейшему самоопределению. На этом этапе актуально применение самостоятельного изучения разделов и тем с помощью электронных учебников, презентаций учителя по отдельным темам, электронных практикумов решения задач, электронных тестов с целью проверки и закрепления знаний и т.д. В то же время большое значение приобретают ИТ как средство технологии проектного обучения или метода проектов.
Разработанные материалы к теме «Атомная энергетика» могут быть использованы как учителем при объяснении новой темы, так и для самостоятельного изучения темы учащимися с последующим выполнением проектных работ (примерные темы проектов: «Воздействие АЭС на окружающую среду», «Пути развития атомной энергетики», «Применение атома в мирных целях», «Распространение ядерного оружия» и т.д.).
Итогом изучения данной темы должен стать семинар, на котором учащиеся защищают свои проекты.
Методические рекомендации.
Название презентации: «Атомная энергетика».
Межпредметные связи: химия, экология, история, информатика.
Класс: 9, 11
Форма проведения: беседа, дискуссия, проектная деятельность, индивидуальная (самостоятельная работа).
Данная презентация предназначена для изучения новой темы: «Атомная энергетика».
Образовательные цели:
- Освоить представление об устройстве ядерного реактора.
- Показать различные аспекты применения ядерной энергии.
- Обосновать необходимость применения энергии атома в мирных целях.
Развивающие цели:
- Создать условия для активизации и развития продуктивного мышления, способностей к анализу, рефлексии.
- Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения проблемы.
Воспитательные цели: Создать условия для формирования и развития: социальной компетенции (способности взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации), коммуникативной компетенции (умение высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме), когнитивной компетенции(вырабатывать потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, совершенствовать способность к саморазвитию).
Материалы и оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактические материалы, раздаточный материал («контроль знаний»).
Основополагающий вопрос: Атом – это жизнь или смерть?
Вопросы темы учебной программы:
- Физические основы устройства и работы ядерного реактора.
- Применение ядерной энергии.
- Биологическое действие радиоактивных излучений.
Изучая учебный материал по темам атомной и ядерной физики, учащиеся знакомятся с биографией ученых и историей открытия явлений, приведших к основанию ядерной энергетики, изучают основы теории радиоактивного распада и деления урана, знакомятся с мирным применением энергии атомного ядра и с ядерным оружием. Подробно рассматривается работа АЭС, оцениваются преимущества и недостатки АЭС по сравнению с другими электростанциями. В качестве ознакомительного материала предлагается история Чернобыльской катастрофы.
Целью изучения данной темы является не только знакомство с учебным материалом по атомной физике, но, в большей степени, осмысление учащимися необходимости использования атомной энергии в мирных целях: они сами делают вывод о преимуществах и недостатках АЭС, и каждый для себя определяет позицию по отношению к тому – нужны ли атомные станции, или можно обойтись альтернативными источниками энергии. Параллельно продолжается формирование информационно-коммуникативной компетенции. В процессе изучения ученикам приходится работать с текстовыми документами, с ссылками на сайты в Интернете, что формирует компьютерную грамотность, необходимость соблюдения авторских прав и т.д. После изучения данной темы проводится семинар по использованию ядерной энергетики, на котором учащиеся защищают свои исследования – минипроекты и учатся высказывать свою точку зрения и защищать ее (отношение к АЭС). На примере Чернобыльской трагедии учащиеся приходят к пониманию экологических проблем современного мира.