Урок-игра по теме "Древний Восток"

Разделы: История и обществознание


Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Древний Восток".

Задачи:

  • развитие умения оперировать историческими фактами, анализировать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
  • научить ребят работать в группе, совместно осуществлять "мозговой штурм", придерживаться установленных правил игры.

Класс делится на три команды, они рассаживаются группами. Учитель знакомит учеников с правилами игры.

Игровое поле представляет собой квадрат, поделенный на 25 клеток.

А Б В Г Д
1 1 1 1 1
2 2 2 2 2
3 3 3 3 3
4 4 4 4 4
5 5 5 5 5

Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:

А - "События"

Б - "Личности"

В - "Историческая география"

Г - "Культура"

Д - "Термины"

Вопросы разного уровня сложности. Чем сложнее вопрос, тем больше баллов дается команде, правильно на него ответившей.

Для розыгрыша первого хода команды выполняют задание "Исторический зоосад". Ученикам предлагаются изображения животных, они должны указать, в какую страну их можно поместить. Ребята должны обосновать, на основе каких источников они помещают данное животное именно в эту страну.

  • Слон
  • Корова
  • Лев
  • Бык
  • Кошка
  • Тигр

СТРАНЫ

  • Египет
  • Междуречье
  • Индия
  • Китай

Потом команды по очереди выбирают вопрос, называя, например, А - 4. Команда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает команда, первой поднявшая руку. За правильный ответ команда получает количество баллов, указанное в соответствующей клетке.

А. "События"

1. ":Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы:"

О каком событии рассказывает древнегреческий учёный Геродот? Когда оно произошло?

(Около 2600 г. до н.э. - постройка пирамиды Хеопса в Египте.)

2. "Неотосланная депеша" (Когда, кем и в связи с какими событиями могла быть послана?)

"Дошла до меня весть, что ты уже 4 года держишь в рабстве моих подданных крестьян Залиума и Белидинам. Неужели ты осмелился нарушить волю первейшего, справедливейшего из царей, которому бог Солнца даровал законы".

(1792 - 1750 гг. до н.э. - правление царя Хаммурапи в Вавилонии. По его законам должники находились в рабстве лишь три года, а потом их должны были отпускать на свободу.)

3. "Воевали мы в разных странах, но такое видели впервые. Мы подошли к реке, посмотрели на бегущую воду: О, великий Ра, быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!"

(Около 1500 г. до н.э. - завоевания Тутмоса III. Западная Азия, река Евфрат)

4. "Радость многих побед сменилась тревогой за судьбу своей страны. Ещё недавно храбрые воины с пышными бородами наводили ужас на страны Двуречья. Но вот теперь их столица, прекраснейший город, разрушена врагами. Пожар уничтожил дворцы, воздвигнутые на искусственных холмах. Внутренние стены разрушены, исковерканы замечательные плиты с рельефами охоты на львов. Не пощадил огонь и библиотеку - здание сгорело, но книги уцелели. Только кое-где чудом уцелевшие огромные каменные быки с человеческими головами, казалось, спокойно взирали на происходящее".

Определите, о какой стране и о каком городе идёт речь. Укажите время, когда произошло описанное событие.

(612 г. до н.э. - разрушение Ниневии - столицы Ассирии)

5. ":Другой ли кто подал совет в затруднении, или же сам Кир сообразил, как ему поступать, но сделал он вот что. Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть - ниже по течению, у её выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходным вброд, вступать по этому руслу в город: Персидский царь отвёл реку с помощью канала в озеро, которое: было болотом, и таким образом старое русло сделалось проходимым:"

Определите, о взятии какого города идёт речь? Укажите время, когда произошло описанное событие.

(538 г. до н.э. - взятие Вавилона персами.)

Б. "Личности"

1. Он объединил под своей властью почти все индийские царства, был первым царём, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению в 3 веке до н.э.

(Ашока Великий)

2. Кто и почему назывался в Египте "владыкой правды"?

(Осирис, который судил души умерших в царстве мертвых)

3. Его нашла египетская царевна и вырастила в своём дворце. Ему были даны Богом заповеди на горе Синай. Он 40 лет водил соплеменников по пустыне, чтобы уничтожить в них память о рабстве. Кто он?

(Моисей)

4. Чем знамениты перечисленные люди?

- Тутанхамон (Царь Египта; его гробницу открыли в 1922 г., она была наполнена несметными богатствами.)

- Ашшурбанапал (Последний могущественный царь Ассирии в 7 в. до н.э.; вошёл в историю, как собиратель древних письменных памятников.)

- Цинь Шихуан (Правитель, который в 221 г. до н.э. объединил весь Китай под своей властью.)

- Сиддхартха Гаутама (Индийский царевич, основатель буддизма. Назван Буддой, что означает "Просветлённый".)

- Соломон (Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью)

5. Почему фараона Эхнатона называют реформатором?

(Аменхотеп IV, царствовавший в 14-м веке до н.э., "бросил дерзкий вызов" царю всех богов Амону, упразднив его культ. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Свое имя Аменхотеп IV изменил на Эхнатона - "Угодный Атону", а столицу Египта из древних Фив перенёс во вновь построенный город Ахетатон ("Небосклон Атона").

Эхнатон установил единобожие, наперекор существовавшим религиозным традициям, при которых каждая область Египта подчинялась своему божеству. После его смерти жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины.)

В. "Историческая география"

1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?

(В Китае)

2. В какой стране изобрели прозрачное стекло и создали первый алфавит?

(В Финикии)

3. Высочайшая горная система Земли, расположенная на северо-востоке Индии.

(Гималаи)

4. Этот город был самым большим городом Западной Азии. Он раскинулся на берегах реки. Две стены с башнями окружали город. Перед ними ров, обложенный кирпичом и заполненный водой. Город был неприступен.

На широких и прямых улицах, пересекающихся под прямым углом, было много трёх- и четырёхэтажных домов. Около парадных городских ворот, посвящённых богини Иштар, находился царский дворец с "висячими садами", считавшимися в древности "чудом света". В центре города возвышалась на 90 метров семиярусная храмовая башня. По верованиям местных жителей, она соединяла землю с небом.

(Вавилон)

5. Эту реку считали божеством, которому молились, приносили жертвы, слагали и пели в честь него хвалебные песни. Ил, приносимый водами реки, позволял жителям страны снимать несколько урожаев в год. Без речной воды и ила жизнь здесь была бы невозможна.

(Река Нил)

По имени этой реки названа страна.

(Река Инд)

Эту реку в древности называли "блуждающей рекой", "рекой тысячи бедствий".

(Река Хуанхэ)

В горах южнее Кавказа возникают эти две могучие реки. То сближаясь, то отходя друг от друга, мчат они свои глубокие бурные воды через всю равнину Месопотамии до самого Персидского залива.

(Реки Тигр и Евфрат)

Г. "Культура"

1. Эта игра была придумана в Индии для обучения ратному делу военачальников. В переводе с арабского её название звучит как "Смерть правителя". Как сейчас называется эта игра?

(Шахматы)

2. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели?

(В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу пришли через арабов, поэтому получили название "арабские".)

3. Жители древнего Вавилона называли это место "Страной без возврата", а египтяне считали, что именно там находится "Зал правды". О чём идет речь?

(О Царстве мёртвых)

4. Говорят, что компас появился задолго до начала дальних морских плаваний. Для каких целей он был создан?

(Компас был нужен китайским воинам и купцам, чтобы не заблудиться в бескрайней степи.)

5. Много выражений пришло в наш язык из Библии.

  • мудрое, справедливое решение мы называем : соломоновым,
  • что-то заманчивое, но недозволенное - : запретный плод,
  • сумятица, неразбериха, страшная суета - : вавилонское столпотворение,
  • очень громкий шум, грубый крик - : иерихонская труба.

Д. "Термины"

1. Фантастическое существо с телом льва и головой человека.

(Сфинкс)

2. Кто такие "живые убитые"?

(Рабы в Древнем Египте)

3. Кто является лишним в ряду: гончар, ювелир, ростовщик, ткач, кузнец. Дайте краткий ответ.

(Лишний в ряду - ростовщик, так как он даёт деньги или имущество "в рост", в долг под большие проценты. Гончар, ювелир, ткач, кузнец - это ремесленники. Они изготовляют различные изделия ручным способом.)

4. По какому принципу образован ряд: брахманы, воины, земледельцы, слуги.

(Касты - группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству. Бог Брахма, согласно верованиям индийцев, создал людей из разных частей своего тела.)

5. Решите кроссворд и из букв в выделенных клетках, составьте слово. Дайте ему определение.

 

1. Организация общества, при которой существуют власть, законы, сбор налогов, войско.

2. Поселение, основанное на чужой территории.

3. Густой, труднопроходимый лес.

4. Жилище бога.

5. Короткое копьё.

6. Материал для письма в Древнем Египте.

(1. государство; 2. колония; 3. джунгли; 4. храм; 5. дротик; 6. папирус. Слово, которое можно сложить из букв в выделенных клетках - таран. Таран - стенобитное орудие.)

Во время подсчёта баллов можно провести творческий конкурс. Темы, которые предлагаются в качестве домашнего задания: 1) Суд Осириса; 2) "Дом глиняных табличек"; 3) Всемирный потоп.

Команды должны подготовить пантомиму или сценку, представить её, чтобы другие определили событие.

Максимальные баллы: за сценическое мастерство - 5; за определение события - 2.

Литература.

1. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. - 16-е. изд. - М.: Просвещение, 2009.

2. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. - Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6 - 9 классах: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

4. Уткина Э. В. Школьные олимпиады. История 5 - 9 класс. - М.: Айрис-пресс, 2004.

5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя /Сост. Е.А.Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. С. 77.