Цель урока:
- обучающая: систематизировать, обобщить, повторить знания по теме "Уравнения";
- развивающая: развивать память, внимание, познавательные способности учащихся;
- воспитательная: воспитывать умения внимательно выслушивать мнения других, уважительно относиться к ответам одноклассников; совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось,
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем.
Улыбнулись друг другу, Создали хорошее настроение и начали работу.
3. Устный счет.
Цель: умение правильно считать устно. (В это время организована индивидуальная работа по карточкам. Приложение 1)
- Как называются данные равенства? (Уравнения)
- Что интересного заметили? (Вместо привычных неизвестных X, Y используются буквы русского алфавита.)
- Чем похожи эти уравнения? ( Во всех уравнениях одинаковое делимое, неизвестное - делитель числа 84).
По цепочке ученики с места решают уравнения, объясняя правило нахождения неизвестного компонента, записывая в тетрадь только ответы, учитель пишет на доске.
1) 84: н =14 н= 2) 84:е = 12 е= 3) 84:и = 21 и= 4) 84:а = 4 а= 5) 84:у = 1 у= 6) 84:я = 28 я= 7) 84:р = 3 р= 8) 84:в = 6 в= 9) 84:н = 7 н=
- Расположите ответы в порядке возрастания.
- Назовите, какое слово получилось.
- Дайте определение уравнения.
4. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: сегодня мы систематизируем знания по теме "Уравнения", вспомним новые способы решения уравнений, основанные на свойствах уравнений.
5. Повторение изученного материала (Самостоятельная работа 10-15 минут. Приложение 2).
Цель: отрабатывать умение решать уравнения с помощью свойств уравнений.
- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
- Какие уравнения называются линейными?
- Изменятся ли корни уравнения, если обе части уравнения умножить или разделить на число, не равное 0?
6. Физминутка.
Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и "умного" тела.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше, выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
7. Задача.
Цель: развивать умения по условию задачи составлять уравнение и обратно.
1). Однажды в цирке произошла вот такая история. Послушайте, как это было.
Клоун попросил фокусника решить задачу.
"За три дня в магазине было продано 720кг яблок". Но не успел клоун произнести еще хоть одну фразу из задачи, как фокусник уже составил к этой задаче уравнение и решил её. Фокусник составил уравнение: х + 2х + 3х = 720. И ответил на вопрос задачи:
240кг - продали во второй день и 360кг - продали в третий день. (Решение задачи записано на обратной стороне доски.)
Клоун очень удивился, что фокусник, недослушав его, правильно составил уравнение и решил задачу. От такого удивления клоун даже забыл условие задачи.
- Ребята, кто поможет клоуну восстановить задачу?
Задача: за три дня в магазине было продано 720 кг яблок. Во второй день продали в два раза больше яблок, чем в первый день, а в третий день в три раза больше яблок, чем в первый день. Сколько кг яблок продали во второй и третий дни?
2) Который теперь час, если оставшаяся часть суток в два раза меньше предыдущей?
8. Рефлексия.
У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
- Карточка зеленого цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке".
- Карточка желтого цвета обозначает: "Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно".
- Карточка красного цвета обозначает: "пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов".
9. Домашнее задание. Творческое.
Подберите и оформите 10 уравнений для следующего урока.