Цели:
- Продолжить работу над произведением Куприна.
- Учить детей сочувствовать, сопереживать, понимать глубину произведения
- Развивать устную речь, долговременную память, логическое мышление, кругозор учащихся.
- Воспитывать любовь к животным, прививать любовь к животным.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет А.И. Куприна, иллюстрации с изображением пород собак, выставка рисунков, фигурок собак из пластилина, выставка книг, карточки со словарными словами, кроссворд.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
II. Пятиминутка. Самостоятельное чтение книг о собаках.
– Какие книги прочитали? Кто автор? О чем говорится в этой книге?
III. Разминка.
- Скороговорка
Два щенка щека к щеке
Грызли щетку в уголке
- Заучивание
Индюк спросил: «Который час?»
Козел сказал: «Не слышу вас!»
Лиса сказала: «Скоро 7»
Медведь взревел: «Я вас всех съем!»
– О каких животных идет речь в стихотворении? (домашних и диких)
Мы продолжаем изучать особенности домашних животных.
IV. Проверка домашнего задания.
– Дома вам нужно было нарисовать рисунок к рассказу А.И.Куприна «Барбос и Жулька»
– К какому эпизоду из рассказа этот рисунок относится?
- Чтение «разведкой»
– Откройте учебник с.210. Я начинаю читать отрывок из этого произведения, вы должны продолжить.
c. 211 «Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой…»
c. 212 «Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь…»
с. 213 «Когда Жульку осматривали, то на ней не нашли ни одного следа зубов…»
– Кто автор этого произведения ? Что вы о нем знаете?
– Какие еще произведения Куприна вы читали? («Слон», «Белый пудель», «Завирайка», «Ю-Ю», «Изумруд», «Скворцы»,…)
Посмотрите на нашу выставку книг. Те книги, которые ве еще не прочитали я предлагаю вам взять в библиотеке и прочесть.
V. Изучение темы урока.
- Работа над произведением.
– Продолжаем работу над рассказом А.И. Куприна «Барбос и Жулька».
– При чтении рассказа вам встретилось много непонятных слов.(сильным учащимся раздаются карточки со словарными словами. Они должны дать им объяснение, предварительно найдя в толковом словаре)
- Бешеная – большой силы, напряжения, яростный.
- Застенчивый – стыдливо-робкий в обращении, в поведении, смущающийся.
- Невелик – маленького роста.
- Независимый- самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.
- Приземист – малорослый и плотный по сложению, низкий, маленький.
- Сталактит – известковый нарост на потолке пещеры, образованный просачивающимися каплями воды.
- Деликатная – вежливая, мягкая в общении.
– Скажите, какие чувства вы пережили , читая это произведение? (радость, переживание, разочарование) Почему?
– Когда вам было весело, зачитайте.
– Когда вам было горько и больно?
– Назовите главных героев произведения?
– Как вы думаете, для чего писатель подробно описал внешний вид каждой собаки?
- Работа по вариантам
– Найдите в тексте и зачитайте описание внешнего вида
- 1 вариант: Жульки
- 2 вариант: Барбоса
– Какой по характеру был Барбос?(верный, независимый, разбойник, драчун, забияка)
– Какой была Жулька в начале рассказа? Скажи одним словом. (деликатная, застенчивая, доверчивая, вежливая)
– После какого эпизода рассказа Барбос и Жулька раскрылись нам с новой стороны? Зачитайте (с.213 «Однажды к нам во двор забежала бешеная собака…»)
– Какие новые черты характера раскрылись в Барбосе? Жульке?
- Выборочное чтение
– Какой эпизод рассказа вас особенно тронул? Подготовьте его выразительное чтение.
–Как люди относились к животным?
– Кто лучше всех понимал собак?
- Работа над иллюстрацией учебника
– Откройте с.214, рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на этой иллюстрации?
– Какие чувства испытывал в этот момент Барбос? Зачитайте. (С. 215)
– Судя по внешнему виду и поведению собак, сделайте вывод.
Вывод: Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая наоборот смелой. Все зависит от силы воли.
– Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему?
– Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?
- Рассказ учителя.
– Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. 300 лет назад эта порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернаса в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Широкую известность приобрел легендарный сенбернар Барри, который за 12 лет своей жизни спас 40 человек от верной смерти. Среди спасенных им людей был полузамерзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика , чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребенок не пришел в себя. Затем Барри принес его к ближайшему жилью.
Порода сенбернар относится к категории служебных собак. Также к этой группе относятся следующие породы: бобтейл, эрдель-терьер, доберман, колли, овчарка. (демонстрация фотографий собак)
– Кроме служебных , выделяется ещё 2 группы собак: охотничьи и декоративные.
– В настоящее время насчитывается около 400 пород собак.
– А сейчас вернемся к нашему рассказу.
Посмотрите на доску, я составила план . проверьте, правильно ли я это сделала? В чем моя ошибка?
План.
- Описание Барбоса и Жульки.
- Дружба собак.
- Бешеная собака.
- Болезнь Жульки.
- Подвиг Жульки.
- Прощание собак.
- Уединение в сарае. (поменять 4 и 5, 6 и 7)
- Кроссворд.
- Один из главных героев рассказа? (Жулька)
- Другой главный герой? (Барброс)
- Как звали собаку, из-за которой погибла Жулька? (бешеная)
- Кто находится ближе к животным? (дети)
- Какой была Жулька? (смелая)
- Каким оказался Барбос? (трусливый)
VI. Домашнее задание.
Составить рассказ о своем домашнем любимце.
VII. Итог урока.
– Что полезного вы взяли для себя с урока? Что узнали нового?
Выставление отметок.