Литературное чтение "А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить работу над произведением Куприна.
  2. Учить детей сочувствовать, сопереживать, понимать глубину произведения
  3. Развивать устную речь, долговременную память, логическое мышление, кругозор учащихся.
  4. Воспитывать любовь к животным, прививать любовь к животным.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет А.И. Куприна, иллюстрации с изображением пород собак, выставка рисунков, фигурок собак из пластилина, выставка книг, карточки со словарными словами, кроссворд.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Пятиминутка. Самостоятельное чтение книг о собаках.

– Какие книги прочитали? Кто автор? О чем говорится в этой книге?

III. Разминка.

  • Скороговорка
    Два щенка щека к щеке
    Грызли щетку в уголке
  • Заучивание
    Индюк спросил: «Который час?»
    Козел сказал: «Не слышу вас!»
    Лиса сказала: «Скоро 7»
    Медведь взревел: «Я вас всех съем!»

– О каких животных идет речь в стихотворении? (домашних и диких)

Мы продолжаем изучать особенности домашних животных.

IV. Проверка домашнего задания.

Дома вам нужно было нарисовать рисунок к рассказу А.И.Куприна «Барбос и Жулька»

– К какому эпизоду из рассказа этот рисунок относится?

  • Чтение «разведкой»

– Откройте учебник с.210. Я начинаю читать отрывок из этого произведения, вы должны продолжить.

c. 211 «Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой…»

c. 212 «Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь…»

с. 213 «Когда Жульку осматривали, то на ней не нашли ни одного следа зубов…»

– Кто автор этого произведения ? Что вы о нем знаете?

– Какие еще произведения Куприна вы читали? («Слон», «Белый пудель», «Завирайка», «Ю-Ю», «Изумруд», «Скворцы»,…)

Посмотрите на нашу выставку книг. Те книги, которые ве еще не прочитали я предлагаю вам взять в библиотеке и прочесть.

V. Изучение темы урока.

  • Работа над произведением.

– Продолжаем работу над рассказом А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

– При чтении рассказа вам встретилось много непонятных слов.(сильным учащимся раздаются карточки со словарными словами. Они должны дать им объяснение, предварительно найдя в толковом словаре)

  • Бешеная – большой силы, напряжения, яростный.
  • Застенчивый – стыдливо-робкий в обращении, в поведении, смущающийся.
  • Невелик – маленького роста.
  • Независимый- самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.
  • Приземист – малорослый и плотный по сложению, низкий, маленький.
  • Сталактит – известковый нарост на потолке пещеры, образованный просачивающимися каплями воды.
  • Деликатная – вежливая, мягкая в общении.

– Скажите, какие чувства вы пережили , читая это произведение? (радость, переживание, разочарование) Почему?

– Когда вам было весело, зачитайте.

– Когда вам было горько и больно?

– Назовите главных героев произведения?

– Как вы думаете, для чего писатель подробно описал внешний вид каждой собаки?

  • Работа по вариантам

– Найдите в тексте и зачитайте описание внешнего вида

  • 1 вариант: Жульки
  • 2 вариант: Барбоса

– Какой по характеру был Барбос?(верный, независимый, разбойник, драчун, забияка)

– Какой была Жулька в начале рассказа? Скажи одним словом. (деликатная, застенчивая, доверчивая, вежливая)

– После какого эпизода рассказа Барбос и Жулька раскрылись нам с новой стороны? Зачитайте (с.213 «Однажды к нам во двор забежала бешеная собака…»)

– Какие новые черты характера раскрылись в Барбосе? Жульке?

  • Выборочное чтение

– Какой эпизод рассказа вас особенно тронул? Подготовьте его выразительное чтение.

–Как люди относились к животным?

– Кто лучше всех понимал собак?

  • Работа над иллюстрацией учебника

– Откройте с.214, рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на этой иллюстрации?

– Какие чувства испытывал в этот момент Барбос? Зачитайте. (С. 215)

– Судя по внешнему виду и поведению собак, сделайте вывод.

Вывод: Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая наоборот смелой. Все зависит от силы воли.

– Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему?

– Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?

  • Рассказ учителя.

– Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. 300 лет назад эта порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернаса в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Широкую известность приобрел легендарный сенбернар Барри, который за 12 лет своей жизни спас 40 человек от верной смерти. Среди спасенных им людей был полузамерзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика , чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребенок не пришел в себя. Затем Барри принес его к ближайшему жилью.

Порода сенбернар относится к категории служебных собак. Также к этой группе относятся следующие породы: бобтейл, эрдель-терьер, доберман, колли, овчарка. (демонстрация фотографий собак)

– Кроме служебных , выделяется ещё 2 группы собак: охотничьи и декоративные.

– В настоящее время насчитывается около 400 пород собак.

– А сейчас вернемся к нашему рассказу.

Посмотрите на доску, я составила план . проверьте, правильно ли я это сделала? В чем моя ошибка?

План.

  1. Описание Барбоса и Жульки.
  2. Дружба собак.
  3. Бешеная собака.
  4. Болезнь Жульки.
  5. Подвиг Жульки.
  6. Прощание собак.
  7. Уединение в сарае. (поменять 4 и 5, 6 и 7)
  • Кроссворд.

  1. Один из главных героев рассказа? (Жулька)
  2. Другой главный герой? (Барброс)
  3. Как звали собаку, из-за которой погибла Жулька? (бешеная)
  4. Кто находится ближе к животным? (дети)
  5. Какой была Жулька? (смелая)
  6. Каким оказался Барбос? (трусливый)

VI. Домашнее задание.

Составить рассказ о своем домашнем любимце.

VII. Итог урока.

Что полезного вы взяли для себя с урока? Что узнали нового?

Выставление отметок.