Урок математики во 2-м классе по теме "Разрядный состав трехзначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели: Отрабатывать умения определять разрядный состав трёхзначных чисел. Совершенствовать навыки работы на микрокалькуляторе, вычислительные навыки. Развивать внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве. Развивать математическую речь. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к птицам.

Оборудование: рисунки птиц, кормушка, запись с голосами птиц, слова с названиями птиц, рисунки с лицами, плакаты с выражениями, рядами чисел, схема задачи, рисунок для графического диктанта, микрокалькуляторы, сигнальные карточки + и -, перфокарты, цветные карандаши (синий и красный).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Прозвенел уже звонок
Начинается урок.

– У вас на столах лежат по 2 лица, возьмите в руки то, которое соответствует вашему настроению сeйчас.

– Спасибо!

– Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

– Послушайте, по - моему у нас на уроке есть еще гости, (звучит музыка).

– кто же ещё у нас в гостях? (птицы)

– Посмотрите, они сели к вам на парты.

– Рассмотрите их.

– Кто же из вас узнал их? (Клёст, снегирь, воробей, поползень, ворона, синица, дятел).

– Прочитайте еще раз их названия и вспомните, как правильно они пишутся.

(На доске висят)

– А кто мне скажет, как общим словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

II. Сообщение темы урока.

1. чтение стихотворения.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот латают всё слабей
Ворона, дятел, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их!

– Кто из вас помогает зимующим птицам в беде?

– Сегодня на уроке мы будем с вами вместе тоже спасать птиц от голода, продолжая учиться отрабатывать разрядный состав трёхзначных чисел, закрепляя изученный материал, решая задачи. У вас на партах стоят кормушки для птиц, сделанные вашими руками. Птицу можно будет посадить в кормушку и она будет считаться накормленной, если вы справитесь с моим заданием. И вместе с вами я буду тоже кормить птиц, оценивая вашу работу по заданиям.

III. Проверка домашнего задания:

№309(а). Ответы написать на доске.

Работая в парах, проверим домашнее задание.

– Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руку карандаш простой и сверяем ответы в тетрадях с ответами на доске.

Проверка: поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки; кто допустил одну ошибку?; кто допустил две и более ошибок.

Оценивание: Птичку накормили, выполнив домашнюю работу те ребята, которые не допустили ни одной ошибки или одну ошибку. (пт.)

IV. Каллиграфическая минутка.

– У птиц очень зоркие глазки, которые помогают им видеть разных жучков, паучков, врагов, которые их подстерегают.

– Давайте и мы потренируем наши глазки.

Физ. минутка для глаз.

Зафиксируйте голову в одном положении и показывайте мои команды только глазами. «Влево, вправо, вверх, вниз и наоборот». А теперь представьте что птицы полетели по кругу, и в другую сторону.

Спасибо!

– Открыли тетради, записали число.

А сейчас я предлагаю выполнить графический диктант.

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 влево.

– Узнали?

– Кого же мы с вами рисовали? (птицу)

– А теперь сравните свою птицу с моей и поднимите карточки с « + », у кого такая же птица получилась.

– Я думаю, что птицам ваши рисунки очень понравятся.

– Кто поднял сигнальные карточки с « +», тот может посадить еще одну птичку в кормушку. (пт.)

V. Разминка.

– А сейчас выполним такое задание:

– Прочитайте эти числа: 905, 990, 220, 202, 250.

– Какие это числа? (трёхзначные).

– Докажите. (в записи этих чисел используется три знака).

– Вам нужно записать эти числа в порядке возрастания.

– А в 1 группе ребят ещё и разделить эти числа на 2 группы, работаем цветными карандашами.

Проверка: чтение ряда в слух.

Обобщение: Кто согласен с …, поднимите +. Кто не согласен? Кто согласился с ребятами, молодцы, вы ещё спасли одну птицу от голода. (пт.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с микрокалькулятором.

– Откройте учебники на стр.106, найдите №314.

– Что нарисовано возле этого номера? (микрокалькулятор).

– Выполнить это задание нам поможет наш помощник – микрокалькулятор.

– Читай задание…

– Давайте вспомним, как называются эти пропущенные числа и как их находить? (Пропущено 2 слагаемое, чтобы его найти, надо из суммы вычесть 1 слагаемое. Пропущено вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность).

2. Работа по вариантам.

– Записываем в тетради в строчку только те числа, через запятую, которые пропущены.

1 в. –числа равенств 1 столбика (4, 7, 7)
2 в. – числа равенств 2 столбика (20, 50, 80)

Проверка: с каждого варианта записывает 1 ученик.

– Что вы можете ещё добавить об этих числах? (однозначные и двузначные)

– Кто согласен с …

– Кто не согласен с …

Обобщение: кто согласился с …, молодцы вы можете посадить ещё 1 птицу в кормушку. (пт.)

3. Работа устно по рядам.

– А теперь по работаем устно:

– Выполним задание №315, стр. 106

Читает задание…

Работаем в парах по рядам.

1 ряд – 1 ст.
2 ряд – 2 ст.
3 ряд – 3 ст.

На обсуждение даю пол минуты.

– Кто будет готов, поднимите руки.

– Докажите. (из числа 74, сначала вычли 30, а потом 9, а всего вычли 39. Из числа 74-9-30, а всего вычли 39)

И в последнем выражении тоже из числа 74 вычли 39.

– А теперь давайте устно найдем значение этих выражений, а какое выражение может быть помощником?

1 ряд 74-30=44-9=40-5=35
2 ряд 82-57=82-50=32-7=30-5=25
3 ряд 63-29=63-20=43-9=40-6=34

Проверка: Кто согласен с ребятами, посадите ещё 1 птичку в кормушку. (пт.)

– Давайте вместе с птицами полетаем.

Физ. минутка.

4. Работа с задачей.

– А теперь я предлагаю вам такое задание. Вот по этой схеме составить задачу про птиц.

(Выслушать 2- 3 человека)

– Давайте решим задачу…

– Ещё раз её повторим

– Ещё раз по схеме у доски (Нам известно, что …)

Обобщение: Выполняя это задание птиц накормили (…, …, …) (пт.)

5. Работа у доски: (работа с разноуравневыми группами)

– А сейчас посчитаем, для этого выполним задание на стр. 107, № 317.

Читай задание…

Посмотрите на первый столбик…

93-8
93-18
99-28
93-38
93-48
(Уменьшаемое не изменяется, а вычитаемые единицы не изменяются, а количество десятков увеличивается на 1. В разности количество единиц будет одинаковым, а количество десятков будет уменьшатся на 1)
37+9
37+19
37+29
37+39
37+49
(Первое слагаемое одинаковое во всех выражениях, а во втором слагаемом количество единиц одинаковое, а количество десятков увеличивается на 1. в сумме количество единиц должно быть одинаковым, а десятки увеличиваются на 1).

…работают у доски, а все остальные в тетрадях по вариантам.

1 ст. – 1 вариант
2 ст. – 2 вариант

2 и 3 группе найти значение этих выражений, а 1 группе дополнить в эти столбики по 2 выражения по этому же правилу.

Проверка: сигнальными карточками по вариантам. Ребята 1 вариант 1 группы дополняют этот столбик. 2 вариант 1 группы зачитывают.

Обобщение: У кого значение в выражениях такие же, молодцы, вы спасли ещё одну птицу от голода. (пт.)

6. Работа с индивидуальными карточками.

– Возьмите в руки перфокарты.

Я вам предлагаю 5 рядов чисел, в каждом ряду по какому – то признаку есть «лишние» число и в номере ряда, указать букву этого числа, которая стоит над ним.

Самопроверка

Проверка: сравниваем ваши ответы, с ответами на доске.

– Поднимите карточки с +, у кого получилось так же. Посадите ещё одну птичку в кормушку. (пт.)

Закончите моё высказывание «На этом уроке я».

Обобщение: Давайте посчитаем, по сколько птиц каждый из вас мог накормить выполнив все мои задания (7)

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»

Посчитайте птиц на своих кормушках. Поднимите руки, у кого 7 птиц. Птицы мои, в знак благодарности летят к вам с оценкой «5».

Поднимите руки, кто накормил 6-5 птиц, к вам летят птицы с оценкой «4».

Пока у остальных ребят сидит 4 и меньше птиц, к вам летят птицы с оценкой «3», но я надеюсь, что в следующий раз вы накормите больше.

VII. Домашнее задание.

Я вижу, что возле ваших кормушек, сидят ещё птицы.

– И что бы накормить их, вы дома выполните задание в печатной тетради на стр.15, № 35.

– Откройте все тетради и найдите этот номер.

– У кого есть вопросы, как выполнять домашнюю работу?

– Я надеюсь, что вы с домашним заданием справитесь, поэтому давайте посадим в кормушку всех оставшихся птиц на столах.

Обобщение: На уроке вы стали настоящими друзьями нашим бумажным птицам, но я надеюсь, что вы не забываете кормить и настоящих птиц.

Итог урока: Большое спасибо за работу на уроке.