Учащиеся должны знать: табличные случаи умножения и деления; арабские и римские числа (однозначные и двузначные).
Уметь: выполнять деление с остатком; записать римские (изученные) числа; решать составную задачу.
Развивать: внимание, мышление, память.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.
– Что написано на доске? (числа)
– Разделите данные числа на две группы. (арабские и римские)
– Назовите римские числа. (1, 5, 10 – прикрепляю карточки)
– Что вы знаете об арабских цифрах? (Арабские цифры возникли не в арабских странах, а родоначальником считается – Индия)
– Сейчас мы с вами поработаем с арабскими числами.
– На какие группы мы можем разделить эти числа? (однозначные и двузначные)
– Какие числа называются однозначными? (подчеркните их!)
– Увеличьте однозначные числа в 4 раза.
– Какие числа называются двузначными?
– Что объединяет группу двузначных чисел? (все делятся на 3)
– Разделите на 3 все двузначные числа.
III. Открытие новых знаний.
А сейчас мы обратимся к этой группе чисел. (римские числа)
I, X, V.
– Какие числа записаны?
– Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
– Сегодня мы с вами продолжаем работу над римскими числами.
Запишите эти римские цифры в тетрадь.
А теперь запишите эти же цифры арабскими цифрами.
– Сколько цифр потребовалось для записи числа 1? Числа 5? Числа 10?
– Можно ли число 10 назвать двузначным в римской нумерации?
– Кто может записать число 2 римскими цифрами? (II)
– Сколько использовано цифр? (две)
– Как мы назовём число II? (двузначное)
– Какое записано число? (XX)
– Сколько цифр использовано для записи этого числа? (2 цифры)
– Какое это будет число? (двузначное)
– Какие числа записаны? (III, XXX)
– Сколько цифр использовалось для записи каждого числа? (3 цифры)
Итак. Мы с вами делили арабские числа на две группы: (однозначные и двузначные)
– А на какие группы мы можем разделить римские числа? (двух-трёхзначные)
Мы сегодня с вами узнали новые римские числа – двузначные и трёхзначные.
IV. Физминутка.
V. Актуализация знаний..
А сейчас мы продолжим работу с арабскими числами.
– Запишите отрезок N ряда от 9 до 30. (9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30)
– Обведите числа, которые делятся на 7 без остатка.
– Назовите эти числа.
– Разделите числа 9, 16, 23, 30 на 7 (самостоятельно, проверка)
– Чем похожи результаты? (остаток 2)
6) Работа с задачей.
– Сравните краткие записи задач
– Чем они различаются?
– Как мы должны оформить задачу?
А сейчас откроем учебники на стр. 162 № 367 (3) (работа с учебником)
Прочитайте текст. "В лукошке лежит 16 белых грибов, подосиновиков- в 2 раза меньше,чем белых, а маслят на 9 больше, чем подосиновиков. Сколько маслят в лукошке?"
– Эта задача? (докажите!)
– О чём говорится в задаче? (о грибах)
– Какие грибы были в лукошке?
– Что нам нужно узнать в задаче?
– Давайте составим краткую запись.
– Какие слова мы должны выписать?
– Что известно о них? (оформление задачи)
–А какой ещё вопрос мы можем поставить к этой задачи? (Сколько всего грибов в лукошке?)
У нас получилось две задачи.
А сейчас каждый выберет задачу по мере сложности и решит её самостоятельно (проверка)
VII. Домашнее задание:
меняются задачами и к более простой задание: составить обратную задачу.
VIII. Итог урока
Давайте вспомним наш урок и скажем что мы сегодня нового узнали?
Над чем мы ещё сегодня работали?