Разработка открытого урока по теме "Римская нумерация" система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Учащиеся должны знать: табличные случаи умножения и деления; арабские и римские числа (однозначные и двузначные).

Уметь: выполнять деление с остатком; записать римские (изученные) числа; решать составную задачу.

Развивать: внимание, мышление, память.

Ход урока 

I. Организационный момент

II. Устная работа 

5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.

– Что написано на доске? (числа)

– Разделите данные числа на две группы. (арабские и римские)

– Назовите римские числа. (1, 5, 10 – прикрепляю карточки)

– Что вы знаете об арабских цифрах? (Арабские цифры возникли не в арабских странах, а родоначальником считается – Индия)

– Сейчас мы с вами поработаем с арабскими числами.

– На какие группы мы можем разделить эти числа? (однозначные и двузначные)

– Какие числа называются однозначными? (подчеркните их!)

– Увеличьте однозначные числа в 4 раза.

– Какие числа называются двузначными?

– Что объединяет группу двузначных чисел? (все делятся на 3)

– Разделите на 3 все двузначные числа.

III. Открытие новых знаний.

А сейчас мы обратимся к этой группе чисел. (римские числа)

I, X, V.

– Какие числа записаны?

– Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

– Сегодня мы с вами продолжаем работу над римскими числами.

Запишите эти римские цифры в тетрадь.

А теперь запишите эти же цифры арабскими цифрами.

– Сколько цифр потребовалось для записи числа 1? Числа 5? Числа 10?

– Можно ли число 10 назвать двузначным в римской нумерации?

– Кто может записать число 2 римскими цифрами? (II)

– Сколько использовано цифр? (две)

– Как мы назовём число II? (двузначное)

– Какое записано число? (XX)

– Сколько цифр использовано для записи этого числа? (2 цифры)

– Какое это будет число? (двузначное)

– Какие числа записаны? (III, XXX)

– Сколько цифр использовалось для записи каждого числа? (3 цифры)

Итак. Мы с вами делили арабские числа на две группы: (однозначные и двузначные)

– А на какие группы мы можем разделить римские числа? (двух-трёхзначные)

Мы сегодня с вами узнали новые римские числа – двузначные и трёхзначные.

IV. Физминутка. 

V. Актуализация знаний..

А сейчас мы продолжим работу с арабскими числами.

– Запишите отрезок N ряда от 9 до 30. (9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30)

– Обведите числа, которые делятся на 7 без остатка.

– Назовите эти числа.

– Разделите числа 9, 16, 23, 30 на 7 (самостоятельно, проверка)

– Чем похожи результаты? (остаток 2) 

6) Работа с задачей.

Сравните краткие записи задач

– Чем они различаются?

– Как мы должны оформить задачу?

А сейчас откроем учебники на стр. 162 № 367 (3) (работа с учебником)

Прочитайте текст. "В лукошке лежит 16 белых грибов, подосиновиков- в 2 раза меньше,чем белых, а маслят на 9 больше, чем подосиновиков. Сколько маслят в лукошке?"

– Эта задача? (докажите!)

– О чём говорится в задаче? (о грибах)

– Какие грибы были в лукошке?

– Что нам нужно узнать в задаче?

– Давайте составим краткую запись.

– Какие слова мы должны выписать?

– Что известно о них? (оформление задачи)

–А какой ещё вопрос мы можем поставить к этой задачи? (Сколько всего грибов в лукошке?)

У нас получилось две задачи.

А сейчас каждый выберет задачу по мере сложности и решит её самостоятельно (проверка)

VII. Домашнее задание:

меняются задачами и к более простой задание: составить обратную задачу.

VIII. Итог урока

Давайте вспомним наш урок и скажем что мы сегодня нового узнали?

Над чем мы ещё сегодня работали?