Пояснительная записка
Курсы по выбору:
- № 1 - «Решение задач повышенной сложности» (16ч),
- № 2 – «Физические явления в задачах» (12ч),
- № 3 – « Нетрадиционные задания по физике» (6ч),
представляют собой практикумы по решению физических задач.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу содержания заданий курсов по выбору:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Основные цели курсов по физике в рамках предпрофильной подготовки:
- выявление и формирование средствами физики направленности личности, её профессиональных интересов;
- развитие личности учащегося с учётом его интересов и способностей;
- формирование деятельностных способностей учащихся: способности к самоопределению, самореализации, рефлексии собственной деятельности;
- овладение комплексом физических знаний, умений и навыков.
Основные задачи:
- поддержка базового курса физики: организация более глубокого и осознанного изучения курса физики, в частности разделов: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления»;
- раскрытие «профильных» способностей учащихся через формирование умения решать физические задачи;
- оказание консультативной помощи учащимся при подготовке к экзамену по физике за курс основной школы;
- уточнение готовности к освоению выбранного профиля обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программы курсов по выбору № 1, № 2, № 3.
По окончании изучения курсов по выбору проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:
- Механические явления.
- Тепловые явления.
- Электромагнитные явления.
- Квантовые явления.
Учащийся должен:
1. Владеть основным понятийным аппаратом школьного курса физики:
- понимать смысл понятий;
- понимать смысл физических явлений;
- понимать смысл физических величин;
- понимать смысл физических законов.
2. Владеть основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
- формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;
- конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
- проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.
3. Уметь проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока.
4. Уметь представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления; зависимость угла преломления от угла падения на границе стекло-воздух.
5. Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности (базового, повышенного и высокого):
- усвоить наиболее важные физические понятия, явления и законы,
- уметь работать с информацией физического содержания;
- уметь использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений;
- уметь решать качественные и расчётные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики;
- уметь использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач,
- уметь проводить экспериментальные исследования.
6. Понимать тексты физического содержания. Уметь
- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
- использовать информацию из текста в измененной ситуации;
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Основные виды проверки знаний:
- по объёму проверяемого учебного материала – текущая и итоговая.
- по количеству охваченных учащихся – индивидуальная и групповая.
Формы проверки:
- по виду заданий – тест
- по виду деятельности – решение задач, ответы учащихся в процессе беседы при разборе заданий, при анализе решения задачи.
Курс № 1 «Решение задач повышенной сложности» (16ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Тематические блоки | 13 | |
1 | Цели и задачи курса. Структура и содержание экзаменационной работы для итоговой аттестации по физике в 9 классе | 1 |
2 | Решение задач по темам «Равноускоренное движение», «Свободное падение» | 1 |
3 | Решение задач по темам «Движение по окружности», «Силы в природе» | 1 |
4 | Решение комбинированных задач по теме «Механика» | 1 |
5 | Решение комбинированных задач по теме«Электрические и тепловые явления» | 1 |
6 | Анализ качественных задач по теме «Тепловые явления» | 1 |
7 | Экспериментальное задание «Измерение выталкивающей силы» | 1 |
8 | Экспериментальное задание «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 |
9 | Экспериментальное задание «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления» | 1 |
10 | Экспериментальное задание «Измерение плотности вещества» | 1 |
11-13 | Решение олимпиадных заданий районного тура | 3 |
Контроль знаний | 3 | |
14 | Решение задач повышенной сложности: ГИА – 2010; № 21, № 22 | 1 |
15 | Решение задач повышенной сложности: ГИА – 2010; № 24 | 1 |
16 | Решение задач повышенной сложности: ГИА – 2010; № 25 | 1 |
Итого: | 16 |
Курс № 2 «Физические явления в задачах» (12ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Тематические блоки | 9 | |
1-3 | Решение задач по теме «Механические явления» | 3 |
4-5 | Решение задач по теме «Тепловые явления» | 2 |
6-8 | Решение задач по теме «Электромагнитные явления» | 3 |
9 | Решение задач по теме «Квантовые явления» | 1 |
10-12 | Контроль знаний (по материалам ГИА) | 3 |
Итого: | 12 |
Курс № 3 «Нетрадиционные задания по физике» (6 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Тематические блоки | 4 | |
1 | Методологические задания | 1 |
2 | Текстовые задания | 1 |
3 | Задания на установление соответствия | 1 |
4 | Задания с кратким ответом | 1 |
5-6 | Контроль знаний (по материалам ГИА) | 2 |
Итого: | 6 |
Список литературы
- ГИА – 2009: экзамен в новой форме: физика: 9-й кл.: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. – М.: Астрель, 2009. 116,(8)с. - (Федеральный институт педагогических измерений).
- ГИА – 2010: экзамен в новой форме: физика: 9-й кл.: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М. Ю. Демидова. – М.: Астрель, 2010 116, (12)с. - (Федеральный институт педагогических измерений).\
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Физика. 2009 / ФИПИ. (Авторы-составители: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова) – М.: «Интеллект – Центр», 2009. – 128 с.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Физика. 2010 / ФИПИ. (Авторы-составители: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова) – М.: «Интеллект – Центр», 2010. – 192 с.
- Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по ФИЗИКЕ. Демонстрационный вариант 2009 года.
- Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2010 года (по новой форме) по ФИЗИКЕ. Демонстрационный вариант 2010 года.
- Всероссийская олимпиада школьников. Олимпиадные задания II(районного) тура.
- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 классы. – М.: Илекса, 2008. – 2008 с.