Эпиграфы к уроку:
- «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
Анатоль Франс - «Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений».
Декарт.
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика» (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах);
- Совершенствовать навыки работы со словарями;
- Воспитывать интерес к книге.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Представление, готовность к уроку, настрой класса на игру
- Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь
II. Проверка домашнего задания.
– Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?
1 ученик.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский.
– Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Г. Паустовский?
Варианты ответов учащихся
– Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова? (В словарях)
– Как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке).
Игра «Дежурная буква».
В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
– Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Запишите эпиграф в тетрадь.
ВОПРОСЫ:
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
- В каких случаях словари приходят к вам на помощь?
2 ученик. Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к энциклопедическим словарям.
Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – мы воспользуемся лингвистическими словарями.
Учитель. Какие лингвистические словари вы знаете? (Учащиеся называют).
III. Знакомство со словарями
Учитель. К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?
1. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
«Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
2. СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
3. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
«В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
4. СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
IV. Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки для словарей. Словари сами выбирают себе обложки, определяя победителей.
V. Работа словарей с классом.
СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
– Я словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Задание 1. Заменить словосочетания одним словом.
- Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)
Задание 2. Найдите в словарях иностранных слов слова немецкого, английского, французского и греческого языков. Дайте толкование этих слов. (Работа в парах)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
– Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д.
В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.
Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят …
- о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
- о чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)
Задание 2. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:
- усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);
- много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);
- мало (кот наплакал, всего ничего);
Задание 3. Подберите синонимичные фразеологизмы:
- кот наплакал – с гулькин нос;
- как сельдей в бочке – яблоку негде упасть;
- во весь дух – на всех парусах;
- рукой подать – в двух шагах;
Задание 4. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименование частей тела:
- голова, ноги, глаза, нос, уши -
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (рассказывает о себе)
– Я – толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете! Зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:
Задание 1. Объясните значение слова СТОЛ в каждом предложении.
- Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
- Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.
- Анна Ивановна работает в паспортном столе.
Задание 2. А теперь определите, какие значения имеет слово ГОЛОВА.
- Колхоз продал государству сто голов скота.
- Вдали показалась голова пахотной колонны.
- Он в неравном бою сложил голову свою.
- От бессонницы у него разболелась голова.
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
– Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Игра «Переводчик».
Задание: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных частей речи) синонимами.
- Доктор прописал пациенту инъекции.
- Разъяренная вьюга замела тропинки.
- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
VI. Итог урока.
– Чему был посвящен наш урок?
– С какими словарями встречались мы сегодня?
– Какие еще словари вы знаете?
– К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?
– В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
Домашнее задание:
Сказка о Пете.
Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу». Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.
Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно, и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полке словари:
– Нужно ему помочь, – говорит толковый словарь.
– А как это сделать, – спрашивает словарь иностранных слов.
– Нужно взять его на буксир, – говорит фразеологический словарь.
– Как это, – изумился словарь синонимов.
– Будем с ним заниматься, – решил орфографический словарь.
– А я исправлю его характеристику, – пообещал словарь антонимов.
Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить, как помогли Пете словари?
Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами.