Интегрированный урок (математика+биология) "Курить или не курить? Посчитай и подумай"

Разделы: Математика


Учитель: Сегодня у нас необычный урок. У нашего урока 2 темы: “Решение задач на проценты” и “Курить или не курить? Посчитай и подумай” Я хочу начать урок с исторически известных фактов. В прошлом делались неоднократные попытки запретить курение. Внимание на экран:(Приложение 1, слайд №2)

  • Царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит.
  • Его сын Алексей Михайлович велел пытать всех, у кого будет табак и бить кнутом, пока не признается, откуда достал табак. Торговцев табаком в его времена пороли , рвали ноздри и ссылали в дальние города.
  • В Англии королева Елизавета Первая приравнивала курильщиков к ворам, их водили по улице с веревкой на шее.

В наше время курение стало проблемой ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО значения. К сожалению, курение – самое массовое увлечение современной молодежи.

Сегодня, решая задачи, мы рассмотрим страшные последствия, которые влечет за собой курение. Мы будем работать по группам. Кроме того, помогать нам будут эксперты : Карпухина М., Прокопенко И., Комарова Л. И корреспонденты: Макридина Д., Сафонова К. Каждая группа получит свои задачи, решит, и один представитель покажет решение на доске.

1 блок

1 группа: (Приложение 1, слайд №3 и №7(1))

2 группа: (Приложение 1, слайд №5 и №7 (2))

(Группы готовятся и по очереди представляют решения. После каждого выступления слово предоставляется экспертам или корреспондентам)

1) Вопрос экспертам: “ Что же происходит с легкими и органами дыхания во время курения?”

Примерный ответ: (Приложение 1, слайд №4)“Вместе с дымом в организм поступает более 30 вредных веществ: сероводород, аммиак, азот, канцерогенные вещества(“cancer”(лат) – “рак” ). Эти вещества способствуют возникновению злокачественных раковых опухолей. Слизистые оболочки гортани, трахеи также подвергаются действию табачного дыма. Он раздражает слизистые оболочки органов дыхания, поэтому курение обычно сопровождается бронхитом, сокращается сопротивляемость легких к инфекционным заболеваниям”.

Учитель: Экспериментально установлено, что у 70% мышей, которым вводили табачный дым, развивались злокачественные опухоли. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих

2)Вопрос экспертам: “Что происходит с сосудами и кровеносной системой курильщика, каковы последствия курения?”

Примерный ответ: “У курильщиков кровеносные сосуды становятся менее эластичные (каждый седьмой курильщик страдает от тяжкого недуга кровеносной системы!), просветы в них сужаются, вследствие чего уменьшается скорость кровотока, тканям не хватает питания, снижается питание головного мозга, ослабевает память, способность к быстрому счету. На заучивание уроков курящий школьник тратит в среднем на 2 часа больше, чем некурящий. Английская пословица гласит: “Курильщики впускают в свои уста врага, который похищает их мозг”.(Приложение 1, слайд №6)

3)Вопрос корреспондентам: “Вы брали интервью у медработника. Поясните нам, что такое инфаркт и чем он опасен.”

Примерный ответ: “Известно, что диаметр артерии человека после курения уменьшается на 30%.Это приводит к нарушению питания участка сердечной мышцы, она не получает кислорода, питательных веществ, мышца слабеет и отмирает, вследствие закупорки коронарной артерии. Вот что приводит к инфаркту. При обширных инфарктах нередки смертельные исходы”) (Приложение 1, слайд №8)

Учитель: Решив ряд задач, мы узнали о страшных болезнях, к которым приводит употребление табака. Следующая серия задач посвящена неутешительной статистике курения. Внимание на экран:

2 блок

1 группа: (Приложение 1, слайд №9)

2 группа: (Приложение 1, слайд №10)

(После ответа 1 группы.) Учитель: Только в Волгоградской области, как мы подсчитали, 4,5 тысячи выпускников потеряют 10-15 лет своей жизни. Это почти 6 таких школ, как наша. Всего же, по данным РИА новости, Среди молодежи в современной России курят 2,5 млн. юношей и 0,5 млн. девушек. Вдумайтесь в эти страшные числа.

(Перед выступлением 2 группы) Учитель: К сожалению, курильщики подвергают опасности не только себя, но и здоровье окружающих людей. В медицине появился новый термин – “пассивное курение” – это явление, когда в организме некурящего человека после пребывания в накуренном помещении накапливается значительная концентрация никотина и других вредных веществ. Внимание на экран: (Приложение 1, слайд №10)

(После выступления 2 группы) Вопрос экспертам: “Почему витамин С так важен для организма? Как восполнить его потерю?”

Примерный ответ экспертов: “Если человек выкурил пачку сигарет( 20 сигарет), необходимо съесть 4 кг. Апельсинов, чтобы восполнить потерю витамина С.

3 блок

Учитель: Страшные факты о вреде курения и Неутешительные статистические данные подтолкнули руководства многих государств принять меры по ограничению курения. Курение-это угроза не только здоровью, но и работоспособности людей. Внимание на экран :

1 группа: (Приложение 1, слайд №11)

2 группа: (Приложение 1, слайд №12)

Учитель (после ответа 1 группы): Мы выяснили, что ежедневно 1ч 12мин. рабочего времени курильщик тратит на курение. Если рабочая неделя это 6 дней, то получается человек на курение в неделю тратит больше 7 часов, т.е 1 рабочий день! Какие меры к курящим работникам применяют во многих странах, мы узнаем и из следующей задачи.

(После ответа 2 группы)

Учитель: О том, как еще пресекается курение в мире, нам расскажут корреспонденты

Примерный ответ корреспондентов: (Приложение 1, слайд №13)

4 блок

Учитель: Курение – это не просто вредная привычка. У человека развивается зависимость от никотина. Как и любой другой яд, никотин разрушает живой организм. Однако это проявляется не мгновенно. Рак, инфаркт – вот участь курильщика в зрелом возрасте. А как никотин влияет на молодой организм? Слово экспертам и учителю биологии.

Примерный ответ экспертов: “Чем раньше девушка начинает курить, тем опаснее. Страдает внешний вид, портится цвет лица, желтеют зубы, множатся морщины, организм увядает, вредная привычка матери отражается на потомстве.50% смертей от заболеваний сердца среди женщин – результат курения. У парней никотин способствует развитию половой слабости”. (Приложение 1, слайд №14)

Учитель: Мне хочется задать корреспондентам еще один вопрос. Он касается спортсменов-курильщиков. Нередко бывает так – молодой человек покурил и сразу отправился на тренировку. Чем опасно для организма такое поведение?

Примерный ответ экспертов: “Никотин относится к нервным ядам. В малых дозах он возбуждает нервные клетки, учащается пульс и дыхание. А значит, легкие и сердце курильщика на тренировке работают с двойной перегрузкой. В больших дозах никотин наоборот тормозит деятельность центральной нервной системы, снижается трудоспособность, дрожат руки, слабеет способность к концентрации внимания”.

Учитель: Пользуясь случаем, что у нас на уроке присутствует психолог, я хочу от имени всех задать такой вопрос: В кафе вы встретили знакомых, которые настойчиво предлагают попробовать закурить. Как отказаться, чтобы выглядеть достойно?

Слово школьному психологу:…….

Учитель: На предложение закурить можно ответить и словами Фауста. Когда Мефистофель предложил ему закурить, хваля табак, Фауст ответил: “Не надо. Это занятие для дураков” (Приложение 1, слайд №15)

  Презентация