Умей осмыслить пройденный путь…
Осмысления того, что уже сделано -
это большое духовное богатство учителя.
В.С.СухомлинскийПроработав 26 лет в школе учителем татарского языка и литературы и будучи очень неравнодушным человеком ко всему новому, что происходит в школьный жизни и в окружающем мире я много размышляю о своей педагогической деятельности.
Для меня очень важно чтобы общение со мной как с учителем и как человеком доставляло людям удовольствие. Поэтому я всегда в поиске нового, необычного, яркого, полезного.
«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственными и эстетическим воспитанием должно быть не только правилам грамматики, но и любви к своему «великому и могущему» языку.
Фундаментальным вопросом моей педагогической философии является стиль отношений с учениками, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать энергию, душу и сердце детям. Понимать их, сопереживать происходящее вместе с ними.
Моя педагогическая концепция - это открытые уроки, выступления, мастер-классы проверка того, что наработано, те результативные крупинки, что создаются из урока в урок. В наше время так много школ разного типа: гимназий, лицеев, колледжей и т.д. Все они соответствует своему статусу - покажет время, но была, есть и будет массовая школа, школа, где, конечно, разные по своим способностям дети, - и ни на минуту такой школе. Уроки давали мне прекрасную возможность познания, исследования, учения кроме того, я на всю жизнь заполнила мой первый рабочий день: доброжелательность коллектива, улыбки детей, атмосферу внимания и сознания собственной значимости. Вот тогда я вдруг поняла, что живое, доверительное общение, пожалуй, одно из главных условий настоящего урока. Вопреки всем педагогическим методикам я с удовольствием попадалась в детские «ловушки», -вопросы: дети, сами того не осознавая, уходили за пределы учебника и программы, учились большому, чем предполагала тема того или иного урока.
Ломоносова однажды спросили, как удалось ему за немногие, в общем, года так много сделать. «Я никогда не считал 15 минут слишком малым временем,» -последовал ответ.
Не претендуя на гениальность великого ученого, я думаю, что 45 минут урока - тоже не малое время, особенно, если это урок литературы.
Именно литература, должно стать хранительницей высших смыслов отечественной культуры во время всеохватывающего наступления так называемой «массовой культуры» - самого разнообразного «чтива» и «смотрива».
Течет время. Новый XXI век полновластно вошел в нашу жизнь. Что несет он моим ученикам? Сказать трудно, практически невозможно. Да и не стоит, наверное, гадать. Важно лишь одно, пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, мною данные помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
«Урок окончен», говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.
И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу рассказывать о своих достижениях некоторые из них продолжают моё дело. А это значит - урок продолжается…