Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы выросли, как научились красиво и правильно писать и работать на уроке.
2. Минутка чистописания.
Букву М напишем мы,
В этой букве две горы.
“Милая мама”, “мир” и “Москва”,
Нам очень нравятся эти слова.
Какие родные слова, начинающиеся с буквы М, встретились в этом четверостишии?
Посмотрите, как правильно написать соединение заглавной и строчной буквы М.
Показ на доске. Запись в тетради.
А какие ещё дорогие слова начинаются с этой буквы? Каждый назовёт одно слово, постарайтесь не повторяться.
3. Словарная работа.
Прочитайте записанные слова.
Чем они похожи?
Найдите “лишнее” слово.
Что объединяет оставшиеся слова?
А какой праздник будет завтра в нашем городе? Сколько лет исполнится городу Мурманску?
Вы любите город Мурманск?
На день рождения принято дарить подарки. Вы уже составили красивые поздравления для нашего города, а добросовестная работа на этом уроке будет лучшим подарком для города. Постарайтесь красиво записать слова.
А теперь давайте, разделим их на слоги.
4. Предложение.
А что мы можем составить из отдельных слов?
Что вы знаете о предложении?
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Расскажите о повествовательном предложении.
Составьте повествовательное предложение, используя слово мох.
Расскажите о вопросительном предложении.
Составьте вопросительное предложение, используя слово морошка.
Расскажите о побудительном предложении.
Составьте побудительное предложение, используя слово Мурманск.
Если будет предложение восклицательное , то уточнить интонацию.
Скажите, пожалуйста, к какой большой группе живой природы мы можем отнести слова мох и морошка?
Какие ещё растения Мурманска вы знаете?
Я тоже составила предложения, но очень спешила и забыла поставить знаки препинания. Вы мне поможете?
Трудно вырастить в Заполярье дерево.
Ты хочешь видеть наш город красивым и зелёным?
Не ломай деревья и кустарники!
Эти предложения мы запишем по рядам.
А ещё я приготовила запрещающие знаки. Вы догадались, о чём они говорят?
Составьте побудительные восклицательные предложения, используя эти знаки.
5. А теперь поработаем с карточками.
Определите вид предложения по цели высказывания и поднимите нужный знак.
Что за чудо из чудес?
Вдруг на горке вырос лес!
Это скрытое от взгляда,
В гору шло оленье стадо.
Почему автор четверостишия сравнил оленье стадо с лесом?
Кроме домашних северных оленей в тундре сохранилось много диких северных оленей.
6. Составление устного описания.
Посмотрите на картинку и опишите северного оленя. Каким вы его видите?
А теперь немного отдохнём.
Физминутка.
У оленя дом большой.
Не пройти дом стороной.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к оленю постучит.
Тук, тук – дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай.
Лапу мне скорей давай.
Вы составили описание оленя.
Хотите узнать о нём побольше?
7. Работа с текстом.
Прочитайте то, что записано у меня на доске. Можно ли назвать это текстом?
Что такое текст? Значит, нам надо найти предложения и поставить знаки препинания.
Северный олень.
Необычное животное – северный олень! Как он приспособился к жизни в тундре? Его передние ноги имеют широкие копыта. Ими удобно разгребать снег и откапывать ягель.
А теперь у нас получился текст? Докажите.
Найдите в тексте слова с сочетаниями жи-ши. Какое правило мы знаем?
А кто знает, что такое ягель.
Ягель – это лишайник, которым питается северный олень.
Давайте запишем этот текст. Пропустите одну строчку. На середине следующей строки запишите название текста. Первое предложение записываем с красной строки. Пожалуйста, приступайте к работе. Кто выполнит это задание, поднимите руку. Не забываем о правильной посадке.
Кто быстро выполнит задание – делит слова на слоги.
Молодцы! Я посмотрела, как вы старательно записывали текст о северном олене. А где в городе Мурманске можно увидеть северного оленя?
Правильно, есть праздник Севера, на котором проходят соревнования с участием северных оленей – это гонки на оленьих упряжках. Наш город богат традициями. В этом городе живут и работают замечательные люди. Мурманчане любят свой город и посвящают ему свои песни и стихи.
Давайте послушаем одну из этих песен и полюбуемся красотой нашего города.
Песня.
8. Д/З.
Вы славно потрудились на уроке. Но мне хочется, чтобы вы дома составили устный рассказ о нашем городе. В этом вам поможет схема. Пожалуйста, используйте в своём рассказе разные предложения по цели высказывания. А завтра мы подарим нашему городу эти рассказы.
9. Итог урока.
Одна из традиций нашего города – праздничный салют. Давайте и мы зажжем свои звёзды в салюте. Каждый выбирает одну звезду:
Если он работал очень хорошо и научился различать предложения по цели высказывания, то звезда красная.
Если вы старались, но ещё нужна помощь учебника – то звезда жёлтая.
Если вам необходима моя помощь при работе с предложением – то звезда зелёная.
Первый ряд зажгите свои звёзды.
Второй ряд, третий ряд.
А я всем говорю спасибо за прекрасную работу. Урок окончен.