Цели урока:
образовательная: познакомиться к бытом бурятского и русского населения нашего края в процессе заселения Идинской долины.
воспитательная:
- воспитание уважения и любви к своей Родине, родному краю, уважения к традициям и обычаям предков
- воспитание толерантности
- воспитание уважение к собственному здоровью, привитие навыка к ведению здорового образа жизни
развивающая: развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решение новых нестандартных проблем
практическая: развитие навыков практической творческой деятельности и результате работы над проектом (Приложение 5)
Методы обучения: частично-поисковый, эвристический
Ведущий тип деятельности: продуктивный, творческий
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг момент
Каждый день по нескольку раз мы с вами говорим слово здравствуйте. Почему?
Здоровье-это особая ценность для каждого человека, каждого народа и человечества в целом.
2. Введение в тему занятия, мотивация
Однако каждый из нас существо особенное, совершенно неповторимое, поэтому чаще говорят о “среднем человеке”.
Что же представляет собой современный средний человек?
Но насколько каждый из нас соответствует этим стандартам? Почему
Современные исследования показывают что только 28% процентов выпускников школ выходят из ее стен абсолютно здоровыми.(Диаграмма)
Что же такое здоровье? (Сила и выносливость)
Да, эти исключительные качества требовались от человека на всех этапах исторического развития. Народные богатыри Илья Муромец, Гесер и т.д. были наделены сверхсилой, позволяющей совершать им различные подвиги.
Но личные качества человека это не полное определение здоровья. Очень важной стороной здоровья является его связь с окружающей средой как системой физических, химических, биологических, психа -социальных и техногенных факторов, которые влияют на существование человека
Среда представляет собой совокупность
- местообитания,
- воздуха,
- пищи,
- воды,
- бытовых условий жизни людей
Только когда все эти аспекты благоприятны для человека, можно говорить о том, что для человека созданы все условия, чтобы он был здоров.
3. Целеполагание
В старые времена говорили, что здоровым будет тот человек, который живет в согласии с природой. Сегодня ученые уже доказали зависимость здоровья человека от окружающей его среды, т.е здоровье – это такое состояние организма. при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой . А внешняя среда – это и дом человека и его одежда и то. что он ест и какая природа вокруг него. Только вполне здоровый человек способен к производительному труду, созданию полноценной семьи, ответственности за рождение детей и их воспитание.
Но то, что доказали ученые сегодня, нашим предком было уже известно. Почитание природы мы можем найти в обычаях многих народов. Природу любили, ей поклонялись, ее уважали, ее боялись. Сейчас старики часто говорят что люди болеют из-за того, что отдались от природы, перестали ее почитать и поставили себя выше нее.
А может действительно это так, и причина наших болезней кроется в нас самих, нашем нежелании слышать голос природы. Чтобы понять это давайте сегодня мы с вами обратимся к старине и разберемся, как наши предки относились к окружающей их среде, сравним с нашим бытом сегодня и постараемся выработать программу по сохранению своего здоровья по традициям наших предков, Конкретно обратимся к истории нашего с вами Боханского района, или Идинской долины.
Назовем наш сегодняшний проект “От традиций дней минувших, к традициям современности”
По ходу нашей работы для большей продуктивности каждый из вас будет заполнять свою Рабочую карту, куда будет вписывать наиболее важные аспекты из каждого направления быта наших предков и современного человека. Рассматривать будем 4 направления в быту человека: деятельность, питание, одежду, жилище.(Приложение 2)
Надеюсь на нашу с вами плодотворную работу, ведь “Главное наше богатство – это здоровье”. А кто не хочет быть богатым? Ну что –ж за работу. Для начало мы с вами вспомним, как происходило заселение Идинской долины
4. Основная часть
(Заслушиваются результаты исследования каждой группы, анализируются и оцениваются другими учащимися)
Доклад 1. Бохан (приложение 1)
Месяц назад ребята вы получили задание проработать над темой выбранного вами проекта, обозначить основные вопросы и ответить на них. Итак что же вам удалось узнать.
1)ДВИЖЕНИЕ
“В движении – мое счастье” – сказал поэт. Физическая деятельность всегда стимулировалась внешними воздействиями: поиском и добываем пищи, борьба за брачного партнера, снятие эмоционального напряжения. Труд и физическая нагрузка являются обязательным условием здоровья и долголетия.
Доклад 2. Культура движения у бурят (Приложение 4)
Доклад 3. Культура движения у русских
Современный человек. Современную цивилизацию называют сидящей цивилизацией “двойных подбородков”, до 18 часов средний человек проводит в сидячем положении или в неподвижности. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление(то низкое, то высокое), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется быстро меняется настроения, недостаток движения вызывает заболевание сердечно– сосудистой системы, вследствие чего у 30% населения возникает ожирение. Человеку не нужно бороться за безопасность, добывать себе пищу, у него есть все блага цивилизации. Отсутствие физической нагрузки подрывает здоровье человека. В последние годы возникло новое явление-гиподинамия.
А вот что сказал по этому поводу И.В.Гете.
……..Жизни годы
Прошли не даром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.
2) ПИТАНИЕ
Человек всегда был всеяден. Пищу он добывал в природе, на это требовались определенные усилия. культура питания отвечала типу и форме хозяйствования, природным условиям. В старину бытовала поговорка “Из за стола нужно выходить полуголодным”
Доклад 4. Культура питания у бурят
Доклад 5. Культура питания у русских
Какова же пища современного человека? Вспомните что вы ели вчера?
Наша повседневная пища содержит много углеводов, как правило подвергается тепловой обработке тем самым обедняется физиологически активными веществами -витаминами. Учитывая малоподвижный образ жизни, человек должен в норме получать умеренное по количеству и калорийности, но очень разнообразное питание. Но чаще всего мы питаемся очень однообразно, и употребляем много сахара.
3)ОДЕЖДА
Человеку всегда нужна была одежда. Она защищала от холода и повреждений, позволяла заниматься какой либо деятельностью, не стесняя движений. У наших предков одежда была натуральной, она отвечала форме хозяйствования, быту и природным условиям, что очень важно в наших климатических условиях. Особенно должны были себя беречь женщины, как матери и продолжательницы рода.
Доклад 6. Одежда у бурят
Доклад 7. Одежда у русских
Во что одевается современный человек? давайте рассмотрим, во что одеваются молодые люди (слайды).
4)ЖИЛИЩЕ
Важное значение в жизни человека играет жилище. Именно дом дает человеку ощущение защищенности. "Мой дом – моя крепость" – как вы понимаете это выражение
Доклад 8. Культура жилища у бурят
Доклад 9. Культура жилища у русских
Жилище должно оберегать человека, быть его крепостью.
Давайте посмотрим на наш современный дом
СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ.
Потолок-пенопласт, ДВП.
Стены -краска, ДВП, фанера, обои, клеенка, плитка.
Окна – пластик, тюль.
Полы – паркет, линолеум, краска, покрытие.
Газовая плита, электроприборы.
Как вы думаете, насколько безопасно для человека такое жилище? Почему?
5. Рефлексия
РАЗБОР СХЕМЫ – ЧЕЛОВЕК
По ходу нашей работы каждый из Вас будет заполнял свою технологическую карту, куда вписывал наиболее важные аспекты из каждого направления быта наших предков и современного человека. Мы рассматривали 4 направления в быту человека: деятельность, питание, одежду, жилище.
Здоровье человека – физическое, психическое, духовное – важнейшее личное и общественное богатство, определяемое наследственностью, окружающей средой, образом жизни, бытом и здравоохранением. Казалось бы, что современный человек должен быть абсолютно здоров, медицина может диагностировать и лечить большинство болезней, человеку не нужно ежедневно беспокоиться о безопасности, заниматься тяжелым физическим трудом ради куска хлеба. Но вот как раз в этом и кроется основная проблема современного человека. Биосфера переживает экологический кризис. Окружающая природная среда заменяется техногенной, человек отдалился от природы.
Теперь прослушав все проекты мы с вами можем по технологическим картам можем сравнить кто ближе к природе наши предки или мы и почему? Исходя из полученного результата мы с вами должны выработать программу по сохранению своего здоровья следуя традициям наших предков. Сейчас вы разделите на 4 группы и каждая должна будет выработать свои рекомендации своим современникам “Как сохранить свое здоровье, применяя традиции наших предков”
(Работают над рекомендациями, зачитывают ответы)
6. Подведение итогов
А теперь давайте ответим на главный вопрос ЧТО ЗНАЧИТ – СЛЕДОВАТЬ ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ?
А теперь оцените проекты и выступление своих товарищей. (Оценка проектов)
Исходя из ваших рекомендаций мы составим общие и следующим этапом нашей работы будет проведение социологического опроса и распространение полученного вами опыта.
Психологическая оценка (учащимся раздаются карточки, где нужно отметить только одно выражение лица галочкой)
Оцените свое настроение на сегодняшнем уроке, насколько вам понравилось
Отметьте на картинке, какое настроение у Вас возникло в течение занятия |
Всем большое спасибо за урок! До свидания!