Цели урока:
а) общеобразовательные – знакомство с
видами преобразования графиков функций
б) воспитательные – умение правильно
пользоваться инструментами, видеть зависимость
красоты графика от правильности его построения,
воспитывать аккуратность у детей и умение
работать в группе.
в) развивающие – развить навыки быстрого
построения графиков
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, карточки-задания, опорные конспекты по теории и видам преобразования, доска, линейка, мел.
Ход урока
1. Организационный момент (2мин)
2. Проверка домашнего задания (5мин). 3 ученика выполняют задания на повторение у доски.
а) Схематически построить и прочитать график функции у = ах2, а > 0
б) Схематически построить и прочитать график функции у = ах2, а < 0
в) Построить график функции у = х2 на полуинтервале [-1 ; 2 )
Оставшаяся часть учащихся работает в группах. Группам выдаются карточки – задания для исследовательской работы (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
По окончании работы каждый из трех учащихся, работающих у доски отвечает устно, затем выступает представитель каждой группы, делает вывод о взаиморасположении графика функции у = х2 и графиков данных функций.
3. Изучение нового материала (7 мин) (презентация ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
После просмотра презентации класс делает вывод о видах преобразования графиков функций в общем виде.
Фронтальный опрос. (3 мин) Классу задаются вопросы.
Вопрос 1: Построение графика какой функции может помочь нам при построении графика функции у = (х – 4)2 – 11?
Ответ: у = х2.
Вопрос 2: Как нужно переместить на координатной плоскости график функции у = х2, чтобы получился графика функции у = (х – 4) 2 – 11?
Ответ: сначала переместить вдоль оси абсцисс вправо на 4 единичных отрезка, затем затем вдоль оси ординат вниз на 8 единичных отрезков.
4. Самостоятельная работа обучающего характера. (25 мин)
Каждой группе раздаются опорные конспекты по теории (ПРИЛОЖЕНИЕ №3), примеры по видам преобразования (ПРИЛОЖЕНИЕ №4), карточки-задания для самостоятельной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ №5), готовые координатные плоскости (ПРИЛОЖЕНИЕ №6). Постройте графики данных функций на заданных отрезках:
Проверка самостоятельной работы с помощью изображения на экране.