Преемственность в обучении и воспитании

Разделы: Администрирование школы


С 13 октября по 24 октября 2008 года в рамках внутришкольного контроля проводился классно-обобщающий контроль в 5-х классах.

Цель: Коллективное изучение трудностей обучения учащихся 5-х классов; выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей; выработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Содержание контроля:

Единство требований к учащимся со стороны учителей-предметников, учет индивидуальных особенностей учащихся. Адаптация учащихся к обучению на второй ступени обучения, сформированность уровня ЗУН, оформление документации.

Для осуществления контроля была создана группа контроля, которая провела следующую работу:

  1. Посещение уроков по всем предметам, классных часов, тематических пятиминуток
  2. Анализ административных контрольных работ по русскому языку, математике, татарскому языку, английскому языку.
  3. Проверка рабочих тетрадей по предметам.
  4. Проверка дневников, личных дел учащихся.
  5. Проведение плановой диагностики в рамках психологического сопровождения переходных моментов в жизни учащихся. (Прослежен уровень тревожности, динамика учебной мотивации, социометрический статус и характеристики психологического климата и эмоционального отношения учащихся к изучаемым предметам )

Решение проблемы преемственности между отдельными звеньями в обучении – одна из важнейших задач современного образования. Возраст детей пятого класса является переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения (кабинетная система, установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов.) Надо заметить, что с понятием “адаптация” тесно связано понятие “ готовность к обучению в средней школе”. Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково.

В начале 2008/09учебного года перед учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, были поставлены следующие педагогические задачи:

– Изучить индивидуальные особенности учебной деятельности учащихся 5-х классов, установить эмоциональный контакт.

– Совершенствовать различные виды и формы уроков с целью активизации познавательной деятельности учащихся, глубокого и прочного усвоения материала;

– Повышать уровень качества обученности учащихся;

– Продолжить раобту по развивающему обучению, внедряя в образовательный процесс концепцию развивающего обучения Л.В. Занкова;

– В целях сохранения жизни и здоровья детей усилить работу по выполнению режимных моментов, санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе;

1.

В конце 2007/08 учебного года школа первой ступени выпустила 55 учащихся, которые обучались в двух классах: 4А – 28 человек, классный руководитель Анфисова Т.Н., 4Б – 27 человек, классный руководитель Ямаева С.А. По итогам прошедшего учебного года 12 учащихся из этих выпускников получили круглые пятерки, 39 уч-ся – “4” и “5”. Успеваемость составила 100%, качество обучения – 74,5%. Учащиеся 5-х классов закончили 4-й класс (начальную школу) со следующими показателями:

Результаты обученности по классам

Класс Количество учащихся Отличники, кол-во, % На“4” и “5” кол-во,% Качество знаний

28

8 (10,5)

13(63,1)

75%

27

4(14,2)

16(43,0)

74%

В 2008/09 учебном году сформировано два 5-х класса:

5А– класс с ранней профилизацией (математика, информатика).

5Б – класс с ранней профилизацией ( на английский язык увеличено количество часов, и при изучении предмета класс делится на подгруппы).

5А класс, классный руководитель Мингазова В.М.У большинства детей сформировано положительное отношение к учебной деятельности. Навыки учебного труда в основном также сформированы. Однако на уроках требуют педагогического внимания и поддержки:Салимгараев Р., Гаврилов Е., Плешкурова И.Состояние здоровья учащихся удовлетворительное.

5Б класс – классный руководитель Ившина И.Г. Навыки учебного труда сформированы у всех учащихся, кроме Хамитова И., Садуртдинова Р., Долгова В. Эти учащиеся нуждаются в педагогической поддержке. Дисциплинарные навыки сформированы у всех.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1 Организация образовательного процесса в 5-х классах соответствует утвержденным режимным моментам, учебно-методическое обеспечение–заявленным учебным программам, учебному плану.
2 Кадровое обеспечение способствует положительному решению вопросов учебно-воспитательного процесса. Из 19 работающих учителей 14 имеют первую кв. категорию;
3 – высшую; двое – без категории.

Классные наставники Ившина И.Г., Мингазова В.М. – педагоги с большим педагогическим стажем.

2.

Планом классно-обобщающего контроля предусмотрено посещение уроков. Цель посещения определена конкретными задачами:

– проверить единство требований со стороны учителей-предметников;

– просмотреть мобилизующее начало урока, индивидуальную работу;

– установить взаимосвязь формирования теоретических и практических навыков, систему повторения ранее изученного;

– обратить внимание на методику подготовки пятиклассников к выполнению домашних заданий;

– использовать ситуацию успеха на уроке.

В ходе контроля были посещены уроки математики (учитель Мингазова В.М), русского языка и литературы (учитель Гадельшина Э.И..), истории (учитель Камалова Н.Б.), иностранного языка (учителя Степанова Р.А.,Ачинцева Г.Н., Пузырева М.В.), татарского языка (учителя Гильманова Ч.Н., Тухбатуллина Г.З., Айдашева К.А., Валеева Р.М..),естествознания (учителя Ившина И.Г., Балобанова Г.Ф.)

Преподавание русского языка и литературы в 5-х классах ведет учитель 2 кв. категории Гадельшина Э.И.Уроки посещались учителями начальных классов, руководителями ШМО, зам.директора по УВР. Эльмира Ильдаровна в 5 классах работает первый год, поэтому испытывает ряд трудностей, так как не знакома с технологией развивающего обучения Л.В.Занкова. Следует отметить любовь учителя к детям и желание постигать педагогическое мастерство. Учитель на своих уроках создает условия для формирования навыков самостоятельной работы, поощряет ответы учащихся. При изложении учебного материала используются знания учащихся, полученные в начальном звене.

Учитель отмечает, что отдельные учащиеся 5-х классов выполняют домашние задания не в полном объеме: в 5А классе – Гаврилов Егор, Салимгараев Руслан, в 5Б классе – Садуртдинов Рустем. Испытывают затруднения при чтении вслух (низкая скорость чтения):Уфимцев Коля, Асапова Злата(5а),Хамитов Ислам (5 б)

Преподавание татарского языка в русских подгруппах ведут учителя: Айдашева К.А., Тухбатуллина Г.З., Гильманова Ч.Н., в татарской группе – Валеева Р.М. Посещенные уроки показали, что учителя владеют методикой преподавания предмета. На уроках по возможности используются наглядные пособия. Уроки проходят в хорошем темпе. Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. На уроках татарской литературы(учит. Валеева Р.М) осуществляется индивидуальный подход к учащимся в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием читают и говорят на своем родном языке.

На уроках ГильмановойЧ.Н., Тухбатуллиной Г.З.отличная дисциплина, доброжелательная обстановка, что позволяет учащимся и учителям добиваться положительных результатов.

Преподавание английского языка в 5-х классах ведут 4 учителя: в 5А классе – Мингалимова З.З., учитель I кв.категории и Ачинцева Г.Н., учитель I кв.категории, в 5Б классе –Пузырева М.В.,Степанова Р.А.,-учителя высшей кв.категории. В 5Б классе обучение ведется по углубленной программе, по новым учебникам “Кембриджский курс английского языка” и дополнен курсом “ Коммуникативная грамматика” В своей работе учителя Ачинцева Г.Н., Мингалимова З.З., Пузырева М.В.. и Степанова Р.А. используют коммуникативную технологию, проектную технологию, групповые формы работы. Учителя грамотно строят на уроках работу с текстом,на протяжении всего урока отрабатываются навыки правильного произношения, чтения, перевода. Эффективно на уроке используется наглядность. Домашнее задание дается с объяснением. На уроках царит атмосфера сотрудничества, обучающиеся активно работают, дают полные ответы В целом, учащиеся 5-х классов отличаются старательностью и высокой мотивацией к изучению английского языка. Однако ряд учащихся испытывают на уроке серьезные речевые, грамматические затруднения: Сагдатуллин Р.(5 Б), Долгов В. (5б)

Преподавание математики в 5-х классах ведет учитель 1 кв.категории Мингазова В.М. Было посещено 6 уроков. Посещенные уроки показали, что учитель владеет методикой построения занятий,стремится к формированию познавательных интересов пятиклассников.Однако на посещенных уроках структура занятий не была оптимальной, есть значительные ресурсы для включения учащихся в системную целенаправленную деятельность. Учителю необходимо разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке, изучить опыт работы учителей начальной школы.

Посещение уроков в 5-х классах позволило сделать следующие выводы:

Учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Преобладают традиционные комбинированные уроки, объяснительно-иллюстрированные и репродуктивные методы работы, а также метод самостоятельной и практической работы. Уроки Ившиной И.Г., Балобановой Г.Ф., Степановой Р.А., Гильмановой Ч.Н., Тухбатуллиной Г.З Яковлевой Г.Ю ,Камаловой Н.Б.отличаются практической направленностью, высоким темпом работы, хорошей плотностью. Все учителя работают над развитием учебно-интеллектуальных навыков учащихся. Вместе с тем в ходе посещения уроков обнаружился ряд проблем,для ликвидации которых необходимо:

– учителям изучить программы начальных классов;

– осуществлять дифференцированный подход к обучению в 5-х классах;

– разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 классе;

– предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах;

– проводить физкультминутки и зарядку для глаз .

3.

Уровень сформированности ЗУН продемонстрировали контрольные срезы.

В ходе классно-обобщающего контроля в 5-х классах были проведены контрольные работы по татарскому языку, математике ,иностранному языку.

Анализ проведения контрольных работ в ходе классно-обобщающего контроля позволил установить динамику качества знаний по предмету, выявить недостатки, установить их причины.

Результаты контрольных работ в 5-х классах

Дата пров

Класс

Предмет

Вид к/раб

Кол-во пис.

Усп

%

Кач-во

%

Ср.балл

Учитель

21.10

Математ Пис.к/р

30/27

97

72

4

Мингазова В.М
21.10

Математ Пис.к/р

27/27

82

37

3.3

Мингазова В.М
22.10

5А,Б

Тат.язык Диктант

10

93,2

87,5

3,8

Валеева Р.М..
22.10

5А,Б

Тат.язык Контр.раб.

14

78,5

42.8

3.2

Айдашева К.А.
22.10

Тат.язык Контр.раб.

19

95

43

3.4

Тухбатуллина Г.З.
22.10

Тат.язык Контр.раб.

14/12

83.3

41,6

3.2

Гильманова Ч.Н.
16.10

Англ.яз. Лек-гр.т

15

93.3

53.3

3.6

Степанова Р.А.
16.10

Англ.яз. Лек-гр.т

23/19

99

63

3,7

Мингалимова З.З.
16.10

5А.

Нем.яз Лек-гр.т

7

100

71,4

4

Ачинцева Г.Н.
18.10

Англ.яз Лек-гр.т

12/10

100

70

4

Пузырева М.В.
23.10

Рус.яз. Диктант

30

92

67

3.7

Гадельшина Э.И.
23.10

Рус.яз. Диктант

27

100

56

3.7

Гадельшина Э.И.

Анализ уровня знаний учащихся, выявленный в ходе написания контрольных работ, свидетельствует о том, что практически все пятиклассники овладели программным материалом при переходе из начального в среднее звено. Однако наблюдается низкое качество знаний по математике в 5 А классе – 37%(учитель Мингазова В.М)

Типичными ошибками при написании контрольных работ стали:

по русскому языку: достаточно распространенные ошибки – в правописании падежных окончаний прилагательных – 13 чел (23%), безударных гласных, проверяемых ударением—14чел. – (27%),в постановке знаков препинания при прямой речи – 12 чел. (36%)

по математике в 5-х классах вычислительные ошибки при умножении-8 чел, при вычитании – 6 чел, при решении уравнений – 14 чел, при решении неравенств – 18 чел.

по татарскому языку – ошибки на определение времен глаголов, падежных окончаний, порядка слов в предложении.

по английскому языку – ошибки в лексико-грамматических заданиях, при чтении текста.

Проведенный анализ контрольных работ учащихся 5-х классов выявил необходимость следующих рекомендаций учителям-предметникам:

  • Перед проведением контрольной работы проводить уроки закрепления знаний, направленные на закрепление, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
  • По итогам проведения контрольной работы проводить работу над ошибками.
  • Продолжить индивидуальную работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся 5-х классов по основным предметам.

4.

В ходе классно-обобщающего контроля заместителями директора по УР была проведена проверка тетрадей по русскому языку, математике, татарскому языку.

Цель проверки:

  1. Соблюдение учащимися орфографического режима;
  2. Регулярность проверки работ учащихся учителями-предметниками;
  3. Объективность выставления отметок обучающимся.
  4. Работа учителей-предметников с учениками, не соблюдающими единый орфографический режим.

Проверка показала, что в тетрадях по русскому языку, татарскому языку учителями проводится работа по соблюдению учащимися единого орфографического режима. Работы проверяются в соответствии с требованиями.

Аккуратно ведут рабочие тетради следующие учащиеся:

по русскому языку – 5А класс – Шеина Дарья, Байгараев Илья, 5Б класс Зиннатуллина Гузель, Тиригулов Газиз,

по татарскому языку – Гильманова Лейсан, Мубаракшина Алсу, Сабиров Ильназ.

Небрежно ведут тетради следующие учащиеся:

по русскому языку – в 5А классе Салимгараев Руслан, Райфшнайдер Сергей ,в 5Б классе Долгов Валерий, Садуртдинов Рустем.

по татарскому языку – Хамитов Ислам, Плешкурова Ирина

По математике у каждого учащегося имеется рабочая тетрадь и тетрадь для контрольных работ в обоих классах. Тетради проверяются регулярно. Орфографический режим оформления математических задач соблюдается.Хорошо оформлены тетради по математике в 5А классе у Шеиной Дарьи, Байгараева Ильи., в 5Б классе – у Арсютиных, Тиригулова Газиза. Небрежный вид и неаккуратное ведение тетради наблюдается в 5Б классе – у Долгова Валеры.

Рекомендация:

Учителям-предметникам усилить контроль за соблюдением единого орфографического режима.

5. Проверка воспитательной работы.

В течение данного периода изучалась работа классных руководителей 5-х классов Мингазовой В.М. (5А класс), Ившиной И.Г. (5Б класс).

Комиссия в составе: Дранковой Ю.Ю., зам.директора по ВР, Валиевой Р.М., соц.педагога, Ямалтдиновой А.И., педагога-организатора отмечает:

  1. Системность в воспитательной работе вышеуказанных педагогов, ответственность и добросовестное отношение к своим обязанностям, доброжелательную атмосферу, сложившуюся в отношениях с учащимися и родителями.
  2. Классными руководителями проведена предварительная работа по ознакомлению с классными коллективами – составлен социальный паспорт классов (5А – многодетные семьи – 2, неполные семьи – 3, малообеспеченные семьи – 2; 5Б – многодетные семьи – 2, неполные семьи – 2, малообеспеченные семьи -4).
  3. Изучаются индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования (5А класс – 73,4%, 5Б класс – 81,5%).
  4. Внешний вид учащихся 5-х классов соответствует требованиям, предъявленным гимназией к учащимся.
  5. Воспитательная работа в данных классах спланирована и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся. Деятельность осуществляется в разных направлениях. Традиционными стали в 5А классе – шашечно-шахматный турнир; 5Б классе – тематические пятиминутки. Оба класса включились в работу по экологическому просвещению детского объединения “Защитники природы” в рамках республиканского детского движения “Наследники Татарстана”.
  6. Формы работы с родителями в 5-х классах носят традиционный характер (беседа, оповещение, звонок по телефону, информационные родительские собрания). Внедрена в классных коллективах Республиканская программа для родителей “Путь к успеху” по профилактике наркомании среди детей и подростков, проведено входное анкетирование.

Рекомендации:

  1. Классным руководителям 5-х классов провести дополнительную работу в своих классных коллективах по вовлечению детей в кружки и секции учреждений дополнительного образования с целью их занятости в свободное от занятий время, выработки у них активной жизненной позиции.
  2. Активно использовать возможность детского самоуправления в классе.
  3. Классным руководителям в работе с учащимися уделять особое внимание нравственно-правовому воспитанию учащихся.

6.

Проверка классной документации

Контроль за ведением дневников, внешнего вида учащихся, за поведением классных часов осуществлялся заместителями директора Гадельшиной ЭИ., Дранковой Ю.Ю.

В 5-х классах обучается 57 учащихся. Дневники на проверку представили 53 учащихся, не представили 4 учащихся по болезни. Классные руководители регулярно проверяют дневники учащихся: проводятся инструктажи по заполнению дневников, ведется учет знаний, контролируются подписи родителей.

Однако, учащимися 5А класса – Лучкиной В., Галямовым И., Райфшнайдер С., Мезиной Г., Мирзаевой И., Бардиным К., Щербаковым А., Юнусовой А., Зайцевым Е., Фаизовой А., Харизиной И.; 5Б класс – Тиригуловым Г., Садурдиновым Р., Хамитовым И., Фаршатовой Д., Леонтьевой В., Арсютиной М., Закировой Э. не уделяется должного внимания культуре ведения и эстетическому оформлению дневника.

Выводы и рекомендации:

1. Дневники учащихся 5-х классов находятся в хорошем состоянии, имеются обложки, своевременно заполняются учащимися, проверяются классными руководителями и родителями.
2. Считать работу классных руководителей 5-х классов с учащимися по ведению дневников положительной.
3. Классным руководителям взять на контроль вышеуказанных учащихся и на ближайшем родительском собрании ознакомить родителей, а также классным руководителям провести совместно с учителем русского языка и литературы “Минутки чистописания” по культуре ведения и эстетическому оформлению дневника.

Личные дела учащихся 5-х классов оформлены грамотно и имеют опрятный внешний вид, хранятся в отдельной папке. Во всех личных делах есть литеры, заявления от родителей, копии свидетельства о рождении, оценки и печати за каждый учебный год, подпись классного руководителя. В папке с личными делами 5 а класса (классный руководитель – Мингазова В.М.) обнаружен паспорт физического здоровья Мадаевой Индиры Имрановны, не являющейся учащейся 5а класса.

Выводы и рекомендации:

– по результатам проверки личных дел 5б класса замечаний нет;

– паспорт физического здоровья Мадаевой И.И. убрать из папки с личными делами и хранить его отдельно.

Внешний вид учащихся 5-х классов соответствует требованиям, предъявляемым гимназией к учащимся.

На основании работы, проведенной в рамках классно-обобщающего контроля в 5-х классов можно сделать вывод:

– Уровень обученности учащихся 5-х классов по основным предметам школьной программы достаточный. (Высокая подготовленность учащихся 5А класса– учитель начальных классов Анфисова Т.Н.)

Рекомендации:

– Всем учителям, работающим в 5-х классах ,осуществлять поурочное планирование с учетом возрастных особенностей учащихся

– Осуществлять дифференцированный подход в работе с пятиклассниками.Разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.

– Рационально использовать учебное время урока .

– Усилить контроль за соблюдением единого орфографического режима

-Продумать использование ТСО с тем, чтобы разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, сделать ее более интересной.

– Проверять записи домашнего задания в дневнике.

– Выставлять в дневники учащихся отметки по предмету

– В обязательном порядке проводить физкультминутки, соблюдать режим проветривания.

– Классным руководителям Мингазовой В.М., Ившиной И.Г. продолжить работу по формированию классного коллектива.

– Провести психолого-педагогический консилиум в 5-х классах с целью выработки программы дальнейших действий для оптимизации учебно-воспитательного процесса. (Срок – 14 ноября)

– Всем учителям-предметникам изучить и использовать в работе с обучающимися рекомендации психолога.