Цели:
- расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах
- познакомить с правилами поведения в лесу
- обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.
- воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю;
- воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.
Ход занятия
Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
Учитель. Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Приложение 1
Ученик.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой:
И. Никитин.
Учитель.
Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.
1-й ведущий. Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина - это наш край, район, наше село утопающее в зелени лесов. Приложение 2
Учитель. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте. На фоне фонограммы "Голоса леса" ученик читают стихотворение.
Ученик.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
И. Никитин
Учитель. Ребята, какие деревья вы знаете? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? А кто мне объяснит, что такое лес?
Дети. Лес - это целый мир.
Учитель. Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать. А вы назовите деревья, которые растут в нашей местности.
(Сообщение о деревьях подготовленных учащихся.)
Загадки. Приложение 3
- Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб)
Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.
- Гибкими ветвями
Склонилась над водой -
Любуется собой! (Ива)
Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.
- У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.
- Какое дерево является символом России? (Береза)
Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.
- Её всегда в лесу найдешь -
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.
Ель растет 150-200 лет.
- Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)
Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%
- С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.
- Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет
Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!
Учитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями.
1-й ведущий. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.
Учитель. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?
Ученик.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг -
Это наш зелёный друг!
Учитель. Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева. ( Парты, стулья, стол, карандаши, дверь, пол класса.)
Ученик.
Лес наш добрый, лес могучий,
Зелёный - друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дать тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод -
Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь, ты полю тучи,
Лес зелёный - друг наш лучший
2-й ведущий. Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.
Учитель. Совершим "заочно" экскурсию в школьный музей, где вы увидите старинные предметы из дерева, в магазин "Союз - мебель", где мастерят современную мебель.
Экскурсия в музей. Приложение 4
Учитель. Ребята, посмотрите на нашу выставку. (Работа с выставкой) Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое.
1-й ведущий. Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.
2-й ведущий. " Лес - богатство народа" - старая русская пословица.
Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух.
Учитель. А чем полезен человеку лес?
Ученик. Лес одевает, кормит человека.
Учитель. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Ученик.
Здравствуй, светлая лужайка.
Чем богата, угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот - брусника,
Вот - орех,
Вот - родник студеный, пей:
Есть чем потчевать гостей!
Разгадайте кроссворд "Дары леса".
По горизонтали:
2.
Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под елками.
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4.
Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
5.
Не балует дуб детей.
Одевает без затей:
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Желуди)
6.
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)
По вертикали:
1.
Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет - и душистая
Попадает в кружки (Земляника)
А вот еще одна загадка:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой...
Дети. Лес.
Учитель. Почему лес был таким щедрым со всеми, кроме Васи?
Учитель. Ребята, а для кого лес является домом?
Дети. Для зверей, птиц, растений, грибов.
Учитель. Какие животные живут в наших лесах?
Дети. Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки.
Учитель. Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес - это и дом и пища. А вы знаете кто ухаживает за лесом?
В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес - хранитель влаги.
Учитель. А сейчас, ребята, перед вами выступит инспектор лесного хозяйства.
Лесник. Здравствуйте, ребята. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, помогают при лесопосадках. Народная мудрость говорит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево"; "Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи".
Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.
Ученик.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(А.Берестов)
Учитель. Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, и про деревья все-все знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.)
Ученик.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения.
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
(Показ лекарственных растений, заготовленных летом.)
Ученик.
Лес не только для забавы
Он богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Все растенья надо знать
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Учитель. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы.(Липовый цвет, корень жень-шень - 1кг - стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои. Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к. (Подорожник.)
2-й ведущий. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.
Ученик.
В лесу, где так много ботаники
Друзья соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки
Осколки, огрызки, ошметки,
Газетные листья с березки.
Учитель. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)
Ученик.
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
1. Не разоряйте птичьего гнезда. Приложение 6
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
2. Не режь кору деревьев!
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут:
3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно -
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята:
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки:
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Ученик.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Учитель. Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
Учитель. В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)
- Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
- Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой - растения.
- Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.
Молодцы, ребята все справились с заданиями. (Побеждает та группа, которая набрала больше очков.)
Учитель. А теперь, ребята, давайте споем песню про лес.
1.
Идем мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клены машут весело
Зеленою листвой.
Припев:
Лес, лес - до небес.
Полон сказочных чудес.
Будь светлым, радостным,
Любимый добрый лес!
2.
У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут -
И зайчики, и белочки
Навстречу нам бегут.
Припев:
3.
Пусть ветры эту песенку
По свету разнесут,
Пусть будет также весело
Везде, в любом лесу!
Припев.
Рефлексия.
Учитель.
Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
(В. Шефнер)
В подарок учащимся - памятка "Как вести себя в лесу" Приложение 7