Мастер-класс по работе с текстом на уроке русского языка

Разделы: Начальная школа


Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и ученика. Художественные тексты, используемые учителем на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи.

Сегодня вам предлагается мастер – класс по обучающему изложению с лингвистическим (т.е.языковым) анализом текста. Для чего следует проводить языковой (лингвистический) анализ текста? Правильно организованная работа по языковому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, в замысел автора, развивает не только лингвистические, но и коммуникативные и творческие способности учащихся.

Уважаемые коллеги, перед вами тест изложения, текст многим знаком; 2-й класс, IV четверть. Изложение предлагается в канун великого праздника Дня Победы.

Чтобы заинтересовать (мотивировать) детей на работу с этим текстом, я задаю им вопрос:
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас есть родные – участники ВО войны?

Кто из вас хочет познакомиться с текстом, героями которого могли стать и ваши прадедушки и прабабушки?

Послушайте… Сегодня мы будем продолжать учиться писать изложение по этому тексту. А что значит написать изложение? (пересказать прочитанное близко к тексту)

Так какую цель мы поставим перед собой?
Прочитайте текст выразительно вслух. Докажите, что это текст.
Определите тему текста, (О ком прочитали)
Что вам хочется сказать о лётчике? Как вы думаете, почему для изложения я подобрала вам этот текст.

Словарная работа

Что было непонятного в тексте?
Госпиталь – военная больница. Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе зонтообразным куполом для прыжка с самолёта. Словарь Ожегова.

Структурный анализ текста

Прочитайте текст про себя и определите, какого типа речи данный текст? Докажите.
Назовите слова, указывающие на смену действий.
Какие картинки мы нарисовали бы к этому тексту. Это и будет план.

На самом деле все эти события произошли в такой же последовательности?
Для чего автор поменял местами события? (чтобы заинтересовать, заставить читателя задуматься, как лётчик оказался в кустах)

Главная мысль текста.
Давайте ещё раз назовём тему текста. (О лётчике, совершившим подвиг и об Асе, которая его спасла.)

Как вы думаете, что автор хотел нам сказать в этом тексте, чему научить, о чём может задуматься? Не проходить мимо чужой беды, стараться помочь тому, кто в вашей помощи нуждается.

Давайте разделим текст на логически законченные части.

Вспомните схему текста-повествования.

Начало действия
Развитие действия
Кульминация
Итог

Прочитайте текст и разделите его на части.
Сколько частей у вас получилось?
Будем читать, и доказывать границы каждой части.
1-я часть.
Прочитайте 1-ю часть. Почему здесь закончилась? (речь дальше о другом)
О чём говориться в 1-й части?
Как можно озаглавить её?
Для этого вспомним, каким должен быть заголовок?

За земляникой для госпиталя (записать на доске с комментированием)

Прочитайте 2 часть. Докажите её границу.
Какова тема 2 части?

Раненый лётчик.

Прочитайте 3 часть. Назовите её тему.

Подвиг лётчика.

Итак, мы составили план текста. Сколько получились частей? Значит, сколько красных строк будет в ваших изложениях?

Языковой анализ текста

Сейчас мы с вами будем объяснять, какие слова помогли автору раскрыть идею текста
Вспомним, какова главная мысль текста?

1пр. Почему автор употребляет слово БЫЛА? (вспоминает)

Каким словом можно заменить? (шла)

Была – показывает размах, широту войны.

2пр. Кто собирал землянику? Почему автор не даёт имени? (таких много помогали армии, как могли)

Что собирала девочка? (землянику) Почему не ягоды? ( Поспела только земляника)

Для кого собирала землянику девочка? Как ещё можно было бы сказать? (раненых, больных) Госпиталь – слово ёмкое, для всех, кто поступал с фронта.

3пр. Кто зашел в чащу? Ася (имя убеждает, что такое могло быть на самом деле)

Зашла, а как ещё можно сказать? (пришла, зашла- это случайно, т.к. земляника в чаще не растёт)

Чащу, почему не лес? (Густой лес, чтобы спрятаться)

4пр. О чём говорит слово ВДРУГ (неожиданно)

Девочка (чтобы не повторяться) Стон, а не крик (нельзя кричать, а стон – это значит очень тяжёлое ранение)

5пр. Где лежал лётчик? (в кустах, т.к. прятался)

Почему лежал, а не сидел? (тяжёлое состояние)

Можно пропустить слово раненый?

6пр. Ася, чтобы не повторяться ПОМЧАЛАСЬ – подберите синонимы (побежала, поспешила). Помчалась – показывает быстроту, желание быстрее помочь.

Куда помчалась девочка? В госпиталь (лётчику там окажут квалифицированную помощь)

7пр. ВЫЕХАЛИ – подберите синонимы (поехали). Показывает быстроту действий.

8пр. Можно ли его пропустить? (не знали где раненый?)

Указывала, а как ещё можно сказать? (Показывала)

Указывала, значит, была главной. Раненый, чтобы не было повтора.

9пр. О чём говорит слово СПАСЁН? (лётчик был в тяжёлом состоянии)

10пр. УЖЕ можно ведь и без этого слова. Но показывает , как долго искали; именно ЭТОГО человека указывает на конкретного человека

11пр. ОН- чтобы не было повтора

СБИЛ подберите синонимы (подбил, разбил, уничтожил) СБИЛ- это значит таран, и сам пострадал

Ночью – показывает сложность военных действий. НАД МОСКВОЙ ( враг близко и как важна победа, потому что опасно, нужно уничтожить врага.

12пр. Выпрыгнул (спрыгнул) ВЫ – указывает на действие изнутри. ГОРЯЩЕЙ – спасти самолёт нельзя, тогда надо спастись самому.

ПАРАШЮТ – без него нет смысла прыгать, разобьёшься.

Читаем текст ещё раз и готовим его к пересказу. Пересказ текста.

Памятка. Выдержаны при пересказе структура, нет ли неоправданных замен, неточно употреблённых слов. Все ли предложения построены верно, красиво.

Орфографическая подготовка

Давайте с вами теперь вспомним орфограммы, которые помогут написать нам текст без ошибок.

Назовите слова с безударной проверяемой гласной. Война, лежал, врачи ,искали, врага, самолёт)

Как написать их без ошибок?

Слова с безударной непроверяемой гласной (Земляника, дорога, Москва, горящей, машины, парашютом, девочкой)

Что нужно сделать, чтобы не сделать в них ошибки.

Слова на правописание приставок (Собирала, помчалась, зашла)

Как пишутся приставки? ( всегда одинаково)

На какие орфограммы встретились ещё слова в тексте? (чащу, машины, помчалась)

Читаем текст. Пишем изложение.

На доске: парашют, горящей