Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и ученика. Художественные тексты, используемые учителем на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи.
Сегодня вам предлагается мастер – класс по обучающему изложению с лингвистическим (т.е.языковым) анализом текста. Для чего следует проводить языковой (лингвистический) анализ текста? Правильно организованная работа по языковому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, в замысел автора, развивает не только лингвистические, но и коммуникативные и творческие способности учащихся.
Уважаемые коллеги, перед вами тест изложения, текст многим знаком; 2-й класс, IV четверть. Изложение предлагается в канун великого праздника Дня Победы.
Чтобы заинтересовать (мотивировать) детей на
работу с этим текстом, я задаю им вопрос:
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас есть
родные – участники ВО войны?
Кто из вас хочет познакомиться с текстом, героями которого могли стать и ваши прадедушки и прабабушки?
Послушайте… Сегодня мы будем продолжать учиться писать изложение по этому тексту. А что значит написать изложение? (пересказать прочитанное близко к тексту)
Так какую цель мы поставим перед собой?
Прочитайте текст выразительно вслух. Докажите,
что это текст.
Определите тему текста, (О ком прочитали)
Что вам хочется сказать о лётчике? Как вы думаете,
почему для изложения я подобрала вам этот текст.
Словарная работа
Что было непонятного в тексте?
Госпиталь – военная больница. Парашют –
устройство с раскрывающимся в воздухе
зонтообразным куполом для прыжка с самолёта.
Словарь Ожегова.
Структурный анализ текста
Прочитайте текст про себя и определите, какого типа
речи данный текст? Докажите.
Назовите слова, указывающие на смену действий.
Какие картинки мы нарисовали бы к этому тексту.
Это и будет план.
На самом деле все эти события произошли в такой
же последовательности?
Для чего автор поменял местами события? (чтобы
заинтересовать, заставить читателя задуматься,
как лётчик оказался в кустах)
Главная мысль текста.
Давайте ещё раз назовём тему текста. (О лётчике,
совершившим подвиг и об Асе, которая его спасла.)
Как вы думаете, что автор хотел нам сказать в этом тексте, чему научить, о чём может задуматься? Не проходить мимо чужой беды, стараться помочь тому, кто в вашей помощи нуждается.
Давайте разделим текст на логически законченные части.
Вспомните схему текста-повествования.
Начало действия
Развитие действия
Кульминация
Итог
Прочитайте текст и разделите его на части.
Сколько частей у вас получилось?
Будем читать, и доказывать границы каждой части.
1-я часть.
Прочитайте 1-ю часть. Почему здесь закончилась?
(речь дальше о другом)
О чём говориться в 1-й части?
Как можно озаглавить её?
Для этого вспомним, каким должен быть
заголовок?
За земляникой для госпиталя (записать на доске с комментированием)
Прочитайте 2 часть. Докажите её границу.
Какова тема 2 части?
Раненый лётчик.
Прочитайте 3 часть. Назовите её тему.
Подвиг лётчика.
Итак, мы составили план текста. Сколько получились частей? Значит, сколько красных строк будет в ваших изложениях?
Языковой анализ текста
Сейчас мы с вами будем объяснять, какие слова
помогли автору раскрыть идею текста
Вспомним, какова главная мысль текста?
1пр. Почему автор употребляет слово БЫЛА? (вспоминает)
Каким словом можно заменить? (шла)
Была – показывает размах, широту войны.
2пр. Кто собирал землянику? Почему автор не даёт имени? (таких много помогали армии, как могли)
Что собирала девочка? (землянику) Почему не ягоды? ( Поспела только земляника)
Для кого собирала землянику девочка? Как ещё можно было бы сказать? (раненых, больных) Госпиталь – слово ёмкое, для всех, кто поступал с фронта.
3пр. Кто зашел в чащу? Ася (имя убеждает, что такое могло быть на самом деле)
Зашла, а как ещё можно сказать? (пришла, зашла- это случайно, т.к. земляника в чаще не растёт)
Чащу, почему не лес? (Густой лес, чтобы спрятаться)
4пр. О чём говорит слово ВДРУГ (неожиданно)
Девочка (чтобы не повторяться) Стон, а не крик (нельзя кричать, а стон – это значит очень тяжёлое ранение)
5пр. Где лежал лётчик? (в кустах, т.к. прятался)
Почему лежал, а не сидел? (тяжёлое состояние)
Можно пропустить слово раненый?
6пр. Ася, чтобы не повторяться ПОМЧАЛАСЬ – подберите синонимы (побежала, поспешила). Помчалась – показывает быстроту, желание быстрее помочь.
Куда помчалась девочка? В госпиталь (лётчику там окажут квалифицированную помощь)
7пр. ВЫЕХАЛИ – подберите синонимы (поехали). Показывает быстроту действий.
8пр. Можно ли его пропустить? (не знали где раненый?)
Указывала, а как ещё можно сказать? (Показывала)
Указывала, значит, была главной. Раненый, чтобы не было повтора.
9пр. О чём говорит слово СПАСЁН? (лётчик был в тяжёлом состоянии)
10пр. УЖЕ можно ведь и без этого слова. Но показывает , как долго искали; именно ЭТОГО человека указывает на конкретного человека
11пр. ОН- чтобы не было повтора
СБИЛ подберите синонимы (подбил, разбил, уничтожил) СБИЛ- это значит таран, и сам пострадал
Ночью – показывает сложность военных действий. НАД МОСКВОЙ ( враг близко и как важна победа, потому что опасно, нужно уничтожить врага.
12пр. Выпрыгнул (спрыгнул) ВЫ – указывает на действие изнутри. ГОРЯЩЕЙ – спасти самолёт нельзя, тогда надо спастись самому.
ПАРАШЮТ – без него нет смысла прыгать, разобьёшься.
Читаем текст ещё раз и готовим его к пересказу. Пересказ текста.
Памятка. Выдержаны при пересказе структура, нет ли неоправданных замен, неточно употреблённых слов. Все ли предложения построены верно, красиво.
Орфографическая подготовка
Давайте с вами теперь вспомним орфограммы, которые помогут написать нам текст без ошибок.
Назовите слова с безударной проверяемой гласной. Война, лежал, врачи ,искали, врага, самолёт)
Как написать их без ошибок?
Слова с безударной непроверяемой гласной (Земляника, дорога, Москва, горящей, машины, парашютом, девочкой)
Что нужно сделать, чтобы не сделать в них ошибки.
Слова на правописание приставок (Собирала, помчалась, зашла)
Как пишутся приставки? ( всегда одинаково)
На какие орфограммы встретились ещё слова в тексте? (чащу, машины, помчалась)
Читаем текст. Пишем изложение.
На доске: парашют, горящей