Цели:
- Познакомить с новым видом чисел (дробные числа). Закрепить пройденный материал.
- Развивать мышление, кругозор.
- Воспитывать трудолюбие.
Место урока: ___________________________
Первый урок (тема рассчитана на 20 часов)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование: тетрадь, карточки, картинки, яблоко, математика под редакцией Аргинской, книги «Веселая математика», «Учим дроби».
Ход урока
Сегодня мы с вами начнем изучение новой темы, а сначала повторим изученное ранее
АА + Б = ВГВ
99 +2 = 101
А чтобы узнать новую тему нашего урока, мы должны решить данные равенства. (Запись на доске.) Запишите только значения этих равенств в строчку, через клеточку.
1) 42 : 7 + 14 = 20 ы
18
2) 2*9 : 3 = 6 Д
6
3) 36 : 6*4 = 24 е
3
4) 18 – 9 : 3 = 156
5
5) 25 : 5 + 8 = 13 р
14
6) 7*2 + 5 = Г9 н
6
7) 54 : 9 + 8 = 14 о
Самопроверка оценки на полях
20 6 24 15 13 19 14
ы д е б р н о
– А теперь расположите значения в порядке возрастания, и у вас получиться слово
6 13 14 15 19 20 24
Дробные
А, чтобы узнать второе слово, мы решим задачу на смекалку. Сколько получиться целых батонов из 6 половинок. 3 это слово числа. А сейчас откроем учебник и выполним № 521. Прочитайте задачу; о ком задача? (О братьях.) Что они хотят сделать? (Разделить яблоки.) Как? (Поровну.) Кто сможет ответить?
Новая тема: работа с учебником № 521 (7 мин.)
– Да.
– Пожалуйста к доске, объясняй! 6 : 2 = 3 (Яб.)
– Какие числа встречаются в этом равенстве? (6, 2, 3)
– Какие они? (Натуральные.)
Чтение второй задачи
Прочитайте:
– Смогут ли они разделить между собой поровну одно яблоко? (Да. Разрежем и каждому достанется половинка.)
– Можно записать натуральным числом ответ? (Нет.)
– Почему? (Каждый получит половинку яблока.)
– А вот вместо слова половина можно сказать: одна вторая одна вторая – дробное число.
Давайте сравним задачи.
Сравнение
– Чем похожи? (Яблоки, братья.)
– Чем отличаются? (В первой задаче в ответе целое число, во второй – дробное.)
– Что обозначает дробное число? (Часть.)
– Что обозначает натуральное число? (Целое.)
– Когда мы в жизни используем дробные числа?
– А записывается число вот так: 1 2
Связь с жизнью
– Что обозначает число под чертой? (На сколько частей делим.)
– А число над чертой? (Сколько частей берем.)
Запись числа 1/2
Числитель
Знаменатель
Показать рисунок. Знакомства с терминами (знаменатель, числитель). Первичное закрепление.
– Какие числа записаны на доске?
– Давайте попробуем записать числа под геометрическими фигурами. Смелый – у доски. Возьмите квадраты, лежащие у вас на столах. Разделите их на 2 части. Закрасьте 1/2 часть. Разделите на 4 части, закрасьте.
Практическая работа
2 – знаменатель, он показывает, на сколько частей мы делим предмет, 1 – числитель показывает сколько частей мы берем.
Итог (2 мин.)
Физкульминутка
– С какими числами мы познакомились? (С дробными.)
– А сейчас мы с вами будем решать задачу. Задачу очень интересную.
Задача:
Куриное яйцо весит 60 г, половина его веса приходиться на белок, третья часть – на желток, а остальной вес – на скорлупу. Сколько весит скорлупа? Прочитайте условие. Прочитайте вопрос. О чем говорится в задаче? (О курином яйце.)
Разбор:
– Что известно в задаче?
Куриное яйцо весом 60 г
Белок? – половина ——
Желток? – половина ——
Скорлупа?
1) 60 : 2 = 30 (г) – белок
2) 60 : 3 = 20 (г) – желток
3) 30 + 20 = 50 (г) – желток и белок
4) 60 – 50 = 10 (г)
Ответ: 10 г весит скорлупа.
Правильное решение на доске.
По вариантам:
1-й вариант:
34* + **1 = 609
*23 – 5** = 181
Правильное решение на доске
2-й вариант:
6*3 + 29* = *41
7*0 – 58* = *91
Ответы учащихся.
Итог.
Домашние задание. Взаимопроверка оценки – что нового узнали на уроке? № 522 (прокомментировать).
Самоанализ урока
Тема: Познакомить с новым видом чисел (дробные числа). Закреплять пройденный материал. Развивать мышление. Воспитывать трудолюбие.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и предметы: совестный, практический, наглядный, частично поисковый. Оборудование: тетрадь, учебник, под редакцией Аргинской, карточки, яблоко, книга «Веселая математика». Учить дроби.
Урок изучения нового материала включает в себя следующие этапы:
I этап: подготовка учащегося к восприятию, нацеливание на тему урока. Это было реализовано через устный счет. Были использованы совестные, наглядные методы обучения, частично-поисковые.
II этап: первичное восприятие и анализ.
Новая тема: Дети сами делали выводы, сравнивали задачи между собой. Находили различия и сходства связь с жизнью. Практическим применением (получали части из целого). Знакомство с новым числом позволило расширить и углубить само понятие числа, определить место натуральных чисел в более широкой системе. Использовали дроби для решения практических задач, связанных с частями целого.