Цели:
1. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы.
2. Закрепить и расширить знания учащихся о свойствах воды.
3. Сформировать у детей представление о круговороте воды и превращениях воды (переходе из одного состояния в другое как важнейших явлениях природы).
4. Формировать знания об экологической целостности природы.
Оборудование:
1. Слайды (Приложение 1): кроссворд о воде, эпиграф урока, вода в различных состояниях, опыты, свойства воды, состояния воды, тест, источники загрязнения воды, использование воды.
2. Раздаточный материал для учащихся: схемы-модели круговорота воды в природе, тесты.
3. Чай из лекарственных трав.
4. Музыка воды.
Организационный момент (Слайд “Картинка родного дома”)
(Эмоциональный настрой на урок и организация на работу).
У. Ребята, начнем наше занятие с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
У. Я надеюсь, что вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Давайте с хорошим настроением продолжим занятие. На нашем уроке вы сможете проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься.
Постановка целей и задач занятия.
Чтобы узнать тему занятия предлагаю отгадать кроссворд. (Слайд Кроссворда)
(В конце слайд с темой урока “Волшебница - Вода”) (Слайд)
“Ни на одной планете нет такого количества воды..”) (Учитель читает текст слайда)
Сегодня мы поговорим о воде.
Вспомним и закрепим полученные знания, получившие на предыдущих уроках. Поговорим о том, как надо охранять и беречь воду. (Слайд с эпиграфом)
А девиз нашего урока будет таков:
Спаси себя, человече,
Сыне, родимый, спаси!
Чтоб реки текли, а не речи
По нашей любимой Руси. (М.Рудаков)
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о её ценности.
Посмотрите на слайды. (Слайды “Вода”)
Вы видите, что вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. Ни в одной другой стране мира нет такого количества рек, как у нас. Красоту воды мы видим и в глубине озер и морей. Озёра называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал. Самое глубокое озеро в мире. Байкал-это хранилище пресной воды. Посмотрите какая чистая вода в этом озере. Даже видно рыбу, как она плавает. (Демонстрация слайдов)
На земле большую часть занимают водные пространства - океаны. (Демонстрация слайдов)
Тучи, облака, туманы, ледники, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. (Демонстрация слайдов)
Вода бывает очень разной, Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодной льдинкой или горячим паром. (Демонстрация слайдов)
Звучит музыка. Слышите? Это идёт к нам в гости волшебница вода. (Появляется вода в окружении капелек)
Вода. Здравствуйте, ребята!
Ну, наконец-то я добралась до вас. У меня столько работы каждый день.
А теперь я предлагаю вам попутешествовать вместе с моими Капельками и их мамой. А как её зовут отгадайте!
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез. (Туча)
(Появляется туча.)
Туча. Где тут мои капельки? Пора моим деткам в путь отправляться. Посылаю вас мои капельки на Землю. Пролейтесь дождиком. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь: прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь.
(Звучит музыка капельки танцуют.)
Учитель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.
(Капельки, взявшись за руки, образуют ручейки.)
Однажды встретившись, ручейки стали большой рекой.
(Дети соединяются в один поток, образуя реку.)
Текла-текла река и попала в большой океан.
(Дети перестраиваются в хоровод и ходят по кругу.)
Поплавали капельки в океане и вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкие, поднялись вверх, вернулись к маме.
Какое важнейшее явление в природе нам показали капельки? (Круговорот воды в природе)
А теперь я предлагаю посмотреть вам путешествие капельки. (Слайд)
(Концовка слайда) (И капельки возвращались обратно в водоём)
Сейчас мы с вами немного поработаем. Работать будем в парах.
1 гр. детей на листочках составляют схему-модель круговорота воды в природе. (По опорным картинкам, картинки в конверте)
2 гр.детей. составляет модель из готовых частей.
3 гр.детей.дополняет свою модель недостающими элементами.
Проверим все ли справились с заданием. (Слайд “Круговорот воды”)
При проведении уроков по теме “Вода” мы с вами работали учёными-лаборантами.
Проводили экспериментально-опытную работу по выявлению свойств воды. (Слайды “Опыты. Свойства воды”)
Работа в парах.
(Дети работают с карточками.)
Взаимопроверка.
Опыт №1.
1. Какова форма воды? (Не имеет формы)
Опыт №2.
2. Какогоцвета вода? (Не имеет цвета)
Опыт №3.
3. Какова прозрачность воды? (Вода прозрачна)
Опыт №4.
4. Каков вкус воды? (Вода не имеет вкуса)
Опыт №5.
5. Каков запах воды? (Не имеет запаха)
Опыт №6.
Что происходит с водой, если её вылить из посуды? (Вода течёт). (Текучесть)
6. Опыт №7.
Способна ли вода растворять вещества.
7. Опыт №8.
Что происходит с водой при нагревании? (Вода расширяется)
8. Опыт №9.
Что происходит с водой при охлаждении? (Вода сжимается)
Три состояния воды.
Ребята, в каких состояниях бывает вода?
Проверим, правильно ли вы ответили? Посмотрим на слайды.
Показ слайдов (водопад, туман, лёд и снег).
Что вы видите на слайдах.
Водопад - какое состояние воды?
Туман?
Лёд и снег?
(Слайд “Состояния воды”)
Работа с тестом. Самостоятельная работа. (Приложение 2)
Для человека очень важно знать свойства воды, состояния воды, так как в своей деятельности мы тесно соприкасаемся со всем живым и на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Физминутка-релаксация.
Предлагаем и гостям отдохнуть вместе с нами. Звучит музыка дождя.
1. Потирание ладоней.
2. Щелчки пальцами.
3. Негромкое похлопывание в ладоши.
4. Похлопывание ладонями по коленям.
5. Негромкое похлопывание в ладоши.
6. Щелчки пальцами.
7. Потирание ладоней.
Где мы используем с вами воду? (Слайды “Использование воды”)
Дети по слайдам рассказывают, где применяется вода.
Ещё совсем недавно, всего сто лет назад, люди брали для питья воду из чистейших ручьёв и сверкающих голубизной озёр. Сегодня никому в голову не придёт набрать воды из ближайшей реки: чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.
Ещё хочу вам поведать о страшной беде, название, которой “ экологическая катастрофа”. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Нефть вылилась в море. Растеклась по его берегам, по поверхности. Очень пострадали птицы, некоторые погибли. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски: они задохнутся, потому что нефть не пропускает в воду кислород. Так нефть, попавшая в море вызвала в природе катастрофу. (Показ слайдов)
А теперь послушайте стихотворение “Мольба природы” Р.Ругина (слайды). Приложение 3
А теперь представьте такую ситуацию. Водитель помыл свой автомобиль в реке. В воду попал бензин. Приятно вам будет купаться? (Ответы детей)
А как будет чувствовать себя в такой воде рыба? (Ответы детей)
Давайте послушаем рыбок. (На доске плакат с изображением реки. По ходу инсценировки дети устанавливают рисунки с источниками загрязнения воды: завод, мусор на берегу реки, банки, брёвна, колёса, пятно нефти)
(Слайд речушки)
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая.
Но мы её любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас, и значит лучшею на свете
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь и слизь
Зелёная, и хвощ болотный вылез
Как будто люди целью задались
Убить её и своего добились.
Собрались все вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Инсценировка “Разноцветная речка”. (Приложение 4)
Ребята вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего речка стала цветной?
Каковы были источники загрязнения?
На доске схема (слайд).
Ребята, а чем каждый из вас может помочь реке?
Давайте мы с вами на реке установим экологические знаки, которые вы приготовили к уроку. Расскажите, что обозначает ваш знак. (Дети прикрепляют экологические знаки и сообщают что обозначает знак.)
(Слайд) В нашей стране 22 марта объявлен Международным днём воды. Так давайте же будем беречь воду. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты.На память я хочу подарить вам памятки “Берегите воду”.
Итог занятия.
Наше занятие подходит к концу. Возьмите лист рефлексии заполните его. Вы ответите на несколько вопросов и выразите своё мнение о нашем с вами занятии.
Лист рефлексии. (Приложение 5)
Учитель объявляет “Минутку здоровья”. А теперь я предлагаю всем позаботиться о своём здоровье. Коллегам предлагаю выпить чашечку целебного напитка из настоя лекарственных трав. Желаю прекрасного здоровья. А детям пообщаться с водичкой.
На столах у детей стоят чаши с отваром лекарственных трав (ромашки и календулы). Эти травы обладают бактерицидными действиями. Предлагаю детям опустить руки в отвар. Погладьте свои ручки в водичке. Эта водичка несёт нам только здоровье и прекрасные ощущения. Просушите аккуратно руки салфеткой. Что вы почувствовали? Как вы думаете принесла нам водичка из отвара трав пользу? … А теперь расслабьтесь, закройте глазки.
В заключении релаксационное упражнение. “Источник”. (Звучит музыка)
Представьте источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где всё гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает её благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льётся на вас. Представьте, что она способна проникать через каждую вашу клетку.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днём - разочарования, огорчения, заботы.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец представьте, что вы источник, в котором всё возможно, и жизнь, которого постоянно обновляется.
Откройте глазки. Благодарю за активную работу Спасибо.