Цели: воспитывать умение играть в команде, проверить знания учащихся по ПДД, развивать речь учащихся, расширить кругозор детей.
Оборудование: плакат с надписью «Счастливый случай», мешочек с бочонками, таблички с цифрами, набор плакатов с дорожными знаками.
Участники игры: ученики начальной школы, две команды.
Гейм «Разминка»
Вопросы 1-ой команде
- Почему опасно перебегать дорогу? (трудно наблюдать, видеть дорогу, можно попасть под машину)
- Как надо переходить улицу там, где нет светофора? (посмотреть в обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии машин, дорогу переходить прямо)
- Можно ли на дороге устраивать гонки на велосипедах? (нет)
- Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руки? (при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны и потерять считанные секунды)
- Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего автомобиля? (машина закрывает обзор дороги, можно не заметить другое транспортное средство)
- Сможет ли машина остановиться сразу, если водитель нажмет на тормоз? (нет, машина проедет несколько метров)
- Почему необходимо остановиться на краю тротуара перед тем, как выйти на проезжую часть? (нужно убедиться в безопасности движения)
- Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке со светофором стоит регулировщик? (регулировщика)
Вопросы 2-й команде.
- Почему нельзя играть на дороге? (дорога нужна для движения машин)
- Можно ли прицепляться сзади к машине? (нет, это опасно для жизни)
- Чем опасна дорога, на которой очень мало машин? (пешеход может подумать, что дорога пуста, и начнет переходить, не поглядев по сторонам)
- Почему опасно играть рядом с дорогой? (можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину)
- Почему нельзя ходить по проезжей части дороги? (может сбить машина)
- Что делать, если при переходе дороги уронили сумку, портфель или какой-либо другой предмет? (Убедиться, что опасности нет, потом поднять предмет. Лучше быть собранным при переходе и ничего не ронять)
- Почему опасно переходить дорогу наискосок? (при таком переходе пешеход поворачивается спиной к машинам и может их не увидеть. Путь перехода становится длиннее)
- Для чего ввели светофор? (чтобы регулировать дорожное движение)
Гейм «Заморочки из бочки».
Вопросы 1-й команде.
- По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята, знает,
Знак о чем предупреждает? (пешеходный переход) - Я хочу спросить про знак-
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно, дети) - Всех, у кого велосипед,
Хочу предостеречь от бед.
Кататься, юные друзья,
На нем на улице нельзя. (Велосипедное движение запрещено) - Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим
«Спасибо» знаку. (Пункт питания) - И зайчишку, и Маришку
И соседского мальчишку
Четко знак оповещает:
Въезд машинам запрещает. ( Въезд запрещен) - Этот знак ты должен знать.
Подожди меня немножко-
И пойдем с тобой гулять. (Пешеходная дорожка)
Вопросы 2-й команде.
- Можно ехать мне и Феде,
Тут лишь на велосипеде.
Хорошо, что не купили
Мамы нам автомобили. (Велосипедная дорожка) - Видишь знак? Его значенье
Двух дорог пересечение.
Равнозначные подружки
Две веселые резвушки. (Пересечение равнозначных дорог, перекресток) - Если знак на переезде
Паровоз дымок пустил-
Это значит в этом месте
Без шлагбаума пути.
Знак показывает нам:
Посмотри по сторонам. (ж/д переезд без шлагбаума) - Ната с куклою в тревоге.
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (пункт медицинской помощи) - У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. (Остановка трамвая, автобуса) - Где увижу знак такой,
Поверну-ка я домой,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая.! (движение пешеходов запрещено)
Гейм «Гонка за лидером».
Вопросы 1-й команде.
- Как называется человек, управляющий любым водным судном? (капитан)
- К какому виду транспорта относится машина скорой помощи? (специальному)
- На какой сигнал светофора для пешеходов надо переходить дорогу? (зеленый)
- Где ожидают автобус, трамвай? (на остановке)
- Где должны ходить пешеходы, если нет тротуара? (по обочине, краю дороги, навстречу движущемуся транспорту)
- Кому дает команды пешеходный светофор? (пешеходам)
- Общее название всех машин, автобусов, троллейбусов и трамваев? ( Общественный транспорт)
- Часть дороги, по которой двигаются пешеходы? (тротуар)
- Человек, идущий по дороге? (пешеход)
- Как называется палочка у регулировщика? (жезл)
- Человек, который регулирует движение на дороге. (регулировщик)
- Специально нанесенный рисунок на дороге. ( дорожная разметка)
- Что должно быть в руках у сопровождающих группы детей, идущих по городу? (флажки)
- В два ряда дома стоят, 10, 20, 100 подряд.
И квадратными глазами друг на друга глядят. ( улица)
Вопросы 2-й команде.
- Как называется человек, управляющий электровозом? (машинист)
- К какому виду транспорта относится автомашина «Камаз»? (грузовой)
- Как надо обходить трамвай? (спереди)
- Сколько различных цветов у трехсекционного светофора для машин? (три)
- Где пешеходы должны ходить, находясь на улице? (по тротуару)
- Что обозначает красный сигнал светофора? (нельзя переходить дорогу)
- Любимый вид транспорта всех детей? (велосипед)
- Место пересечения улиц и дорог. (перекресток)
- Человек, едущий в общественном транспорте? (пассажир)
- Аппарат, который регулирует движение. ( светофор)
- Подземный, надземный, похожий на зебру.
Он тебя, пешеход, от машин всегда спасет. (переход) - Не живая, а идет, неподвижна, а ведет. ( дорога)
- Милиционер, следящий за порядком на дорогах. (инспектор ДПС)
- Столкновение автомобилей (авария)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Примечание: в игре могут принимать участие сборные команды, т.е. ученики 1-4 классов. Игру проводит ведущий. В каждом гейме за правильный ответ команда получает одно очко. Гейм «Гонка за лидером» начинает команда, набравшая наибольшее количество очков. В этом гейме команда дает ответ только один раз, если не знает его, то говорит «дальше». В гейме «Заморочки из бочки» участник каждой команды по очереди достает из мешочка бочонок с цифрой, а ведущий задает вопрос. Каждая команда должна угадать по 6 дорожных знаков. Ведущий показывает тот знак, о котором задан вопрос. В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. В игре могут принимать участие и большее количество команд, тогда вопросов для каждой из них будет задано меньше.
Перечень использованной литературы.
- Учебное пособие. Обучение детей сельских школ правилам безопасного поведения на дорогах. ( Региональный стандарт.) Казань, 1995г.
- В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу». Москва, «ВАКО» 2004 г.