Портфолио учащегося – одна из составляющих современных педагогических технологий. В настоящее время портфолио учащегося применяется все шире и шире. Многие учителя применяют данную технологию в своей работе.
В настоящей работе будет уделено внимание особенностям формирования портфолио в рамках работы на уроке иностранного языка с учениками начальной школы. В данной ситуации при работе с учениками очерченной возрастной группы основной сложностью является накопление материала, который мог бы быть положен в основу такого портфолио, как основной копилки достижений учащегося.
Основная проблема заключается в том, что дети 1го-2го класса (особенно в школах, где изучение иностранного языка ведется с первого класса) еще по определению не могут написать доклад, выполнить проектную работу, принять участие в олимпиаде, и даже их письменные работы еще минимальны по объему и не носят творческого характера.
Именно поэтому уместно и наглядно представить работу по формированию портфолио учащегося (начальной школы) как айсберг, где видимая верхушка – это видимый результат (портфолио), а скрытая под водой часть – работа учителя по созданию материала для наполнения детского портфолио.
Одним из путей решения данной проблемы является использование на уроках иностранного языка у учащихся данной возрастной группы так называемых рабочих листов или листов с заданиями (hojas de actividades / activity sheets).
Остановимся подробнее на том материале, который можно эффективно использовать для работы над созданием прообраза портфолио учеников 2ых - 3их классов.
В настоящее время ни для кого не секрет, что мотивация ребенка на уроке иностранного языка является одной из составляющих успешного овладения даже таким скучным, на первый взгляд, материалом, как грамматика.
Одним из способов повышения мотивации учащихся, применяемых на уроках иностранного языка, прежде всего в начальной школе, могут стать указанные выше hojas de actividades (activity sheets). Это листы с текстами песен, контурами рисунков, упражнениями и т.д., подготавливаемые учителем заранее с учетом текущей лексико-грамматической темы.
Задания на таких листах могут быть рассчитаны на часть урока или на целый урок, а могут также включать в себя домашнее задание (см. Приложения №1 и №2). В последнем случае такие листы будут незаменимы при организации замены учителя. Представим себе ситуацию, когда учитель по тем или иным обстоятельствам не может провести свой урок, и его заменяет другой учитель. В таком случае подготовленный заранее лист с очерченным кругом заданий, рассчитанным на время урока поможет сделать такой урок полноценным.
Еще одним аспектом использования таких листов на уроке иностранного языка является тот факт, что с их помощью можно реализовать разноуровневый подход к обучению. Например, задания на листах могут быть как одинаковыми для всех, так и разными по уровню сложности. Так, один и тот же опорный рисунок или одно из упражнений такого листа может содержать задания разного уровня в зависимости от уровня овладения учениками теми или иными навыками. В качестве примера можно привести упражнение 2 приложенного к данной работе листу с заданиями (см. Приложение №2). Для учеников, успешно справляющихся с базовым уровнем заданий по аудированию задание «отметь галочкой» можно заменить заданием более высокого уровня, а именно предложить наиболее успешным ученикам самим заполнить данную таблицу после прослушивания предложенного текста.
Следующим привлекательным аспектом таких листов является их свободный формат. Так, листы с заданиями могут быть разработаны учителем как полностью и иметь законченный вид, так и содержать поля для творческой работы самих учащихся. Например, на листе может быть помещено задание придумать кроссворд, нарисовать рисунок, соответствующий определенному описанию и т.д. Такой лист может вообще не содержать конкретных заданий, но содержать опорный рисунок (рисунки), что оставляет для учителя свободу действий, необходимую в том случае, когда для достижения поставленных целей и задач урока действия учащихся во время последнего могут иметь различными в зависимости от ситуации (подготовленность группы к уроку, владение лексико-грамматическим материалом, склонность определенной группы к индивидуальной/групповой работе).
В течение урока дети могут выполнить все задания на листе или только их часть, и, соответственно, по окончании урока сдать их на проверку или забирать домой в случае, если какие-либо задания предполагают последующее продолжение работы.
Итак, работа с использованием таких листов позволяет учителю:
- повысить мотивацию учащихся на уроке;
- разнообразить образовательный процесс;
- реализовать применение современных педагогических технологий в виде разноуровневого обучения;
- повысить темп урока за счет организованной работы в одном формате;
- провести полноценный урок в объединенных по той или иной причине группах;
- и что наиболее важно при работе с учениками начальной школы - формировании портфолио учащегося.
Холелось бы отметить, что дети всегда с удовольствием выполняют такие задания, стараются дополнить их или придумать самим что-нибудь интересное. В процессе такой работы дети гораздо лучше усваивают языковой материал.
Если же учитель работает несколько лет подряд в классе, где периодически имеет место работа с такими листами, то они могут быть собраны в отдельную для каждого ребенка папку творческих работ, где будут находиться и другие работы учащихся: доклады, рисунки на заданную тему и т.д. и которая станет прообразом будущего портфолио учащихся. По мере заполнения такой папки, дети наглядно увидят, как с каждым годом растет уровень их знаний: окрепла на письме рука, расширился словарный запас, рисунки стали более замысловатыми. Пусть дети не определят словами то, что произошло с их работами, но они поймут, что не зря ходили в школу и не зря потратили там свое драгоценное детское время, пусть даже оторвавшись от любимых за пределами школы занятий.
Кроме того, с определенной периодичностью в группе может быть проведен конкурс на самую лучшую/красивую/полную папку, которая является так называемым портфолио учащегося. В настоящее время портфолио учащихся является одной из составляющих современных педагогических технологий.
Другим способом повышения мотивации учащихся, а также создания материала для наполнения детского портфолио могут стать выполненные на приближенном к интегрированному уроке труда детские аппликации. Проведение таких уроков возможно на этапе закрепления лексического материала по ряду тем.
Необходимо сразу отметить, что описанные ниже уроки являются именно приближенными к интегрированным, а не интегрированными, поскольку полноценный интегрированный урок – урок, где ведется полноценная работа над учебными навыками в рамках двух и более предметов (количество зависит от мастерства учителя). Мной такая задача при работе над аппликациями не ставилась, поэтому использование клея и ножниц мной воспринимается в данной ситуации для повышения мотивации, для возможности использования пройденного материала в приближенной к реальной ситуации, отрыв учеников от учебника и тетради при высказывании на заданную тему. Целью таких уроков является также вывод в речь лексических единиц по пройденной теме.
Итак, как правило, дети заранее не готовятся к такому уроку, а просто приносят на занятие клей, ножницы, цветные карандаши, цветную бумагу или фотографии из журналов на заданную тему. Во время урока дети получают определенное задание, которое они выполняют, как правило, группой. При этом перед детьми стоит цель не только создать ту или иную работу, но и также объяснить, как они ее сделали технически, описать полученный результат.
Одним из вариантов таких заданий является аппликация «Одень снеговика». Такая работа может быть проведена во время уроков по теме «Зима, зимняя одежда». Детям предлагается разделиться на команды, каждой команде выдается лист формата А4 с изображением снеговика
и предметов одежды для разных времен года. Дети должны вырезать только те предметы одежды, в которых снеговику не будет холодно зимой, а затем раскрасить их и наклеить на нарисованного снеговика так, чтобы снеговик оказался одетым. Во время работы учитель, подходя к разным, ученикам, задает вопросы: «что ты делаешь?», «что ты вырезаешь?», «чем ты вырезаешь?», «что ты приклеиваешь?», «на что ты приклеиваешь?» и т.д. Таким образом, у учителя есть возможность закрепить в речи построение простых предложений, порядок слов в простом предложении. После выполнения работы ребята подписывают получившуюся аппликацию по предложенному образцу, употребляя возвратный в испанском языке глагол ponerse (надевать на себя) и слова, обозначающие предметы зимней одежды.
Проведение таких уроков позволяет не только создать материал для детских портфолио, но также решить ряд задач, а именно: повысить мотивацию учащихся и что также немаловажно, вызвать у уставших зачастую детей положительные эмоции.
Выше были рассмотрены два вида работы на уроке иностранного языка со школьниками младших классов, которые позволяют создать материалы для наполнения детских портфолио, которые позволяют не только решить проблему наполнения портфолио, но также разнообразить учебный процесс и сделать его более оригинальным.