Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
В процессе обучения школьников математике большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа. Она является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Известно много интересных ее форм, в том числе и математические вечера.
Актуальность данной темы в том, что каждые два года в мире проводится спортивная Олимпиада, и беда в том, что большинство современных школьников совсем не интересуются достижениями российских спортсменов. Важно привить интерес к российскому спорту, гордость за успехи наших спортсменов. Немаловажное значение имеет и формирование интереса к математике посредством облачения ее в нестандартные и привлекательные формы внеклассной работы.
Я предлагаю один из вариантов подготовки и проведения математических олимпийских игр.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
1-Й ДЕНЬ: Регистрация спортсменов, открытие Олимпиады, зажжение олимпийского огня, знакомство с планом проведения Олимпиады
2-Й ДЕНЬ:
- Кросс (5 – 8 классы).
- Троеборье (9 – 11 классы) – логические задачи.
3-Й ДЕНЬ:
- Тяжелая атлетика (5 – 6 классы).
- Эстафеты (7 – 8 классы).
- Троеборье (9 – 11 классы) - софизмы.
4-Й ДЕНЬ:
- Стрельба (7 – 8 классы).
- Эстафеты (5 – 6 классы).
- Троеборье (9 – 11 классы) – комбинаторные задачи.
5-Й ДЕНЬ:
- Боулинг (6 – 8 классы).
- Барьеры (5 класс).
- Итоги троеборья (9 – 11 классы).
6-Й ДЕНЬ: Награждение олимпийских чемпионов, закрытие Олимпиады.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- За неделю до начала проведения математической Олимпиады вывесить объявление о её проведении, указав при этом сколько «спортсменов» и из каких классов могут принять участие в этом мероприятии. Остальные, не задействованные в игре учащиеся, могут принять активное участие в подготовке и проведении олимпийских игр. В приведенной ниже разработке необходимо выбрать на роль спортсменов в том или ином виде математических соревнований:
- Кросс – до 40 учеников из 5 – 8 классов (лучше желающие) – индивидуальная игра.
- Троеборье – все желающие из 9 – 11 классов – индивидуальный характер.
- Тяжелая атлетика – 7 человек из 5 – 6 классов – индивидуальный характер.
- Эстафеты-1 – 15 человек из 7 класса и 15 человек из 8 класса – командная игра.
- Стрельба – 12 человек из 7 класса и 12 человек из 8 класса – командная игра.
- Эстафеты-2 – 15 человек из 5 класса и 15 человек из 6 класса – командная игра.
- Боулинг – 6 человек из 6 класса, 6 человек из 7 и 6 человек из 8 – командная игра.
- Барьеры – все желающие из 5-го класса – индивидуальный характер.
- Приготовить для награждения комплекты медалей (золотая, серебряная и бронзовая):
- Кросс – 1 комплект.
- Троеборье – 1 комплект.
- Тяжелая атлетика – 1 комплект.
- Эстафеты-1 – 10 комплектов.
- Стрельба – 8 комплектов.
- Приготовить дипломы 1, 2 и 3 степеней (если это необходимо).
- Необходимо подобрать помощников для проведения игр.
- Приготовить заранее необходимое для каждого дня соревнований оборудование.
ОТКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ
Оборудование: два плаката с таблицами к 1-му конкурсу; два конверта с карточками ко 2-му конкурсу; круг с секторами для математической стрельбы; два плаката с двузначными числами для 5-го конкурса; вырезанные рыбки с прикреплёнными к ним шарадами для 6-го конкурса; 8 ключей; два зашифрованных слова; олимпийский огонь (нарисованный на плакате).
Двум командам предлагается посоревноваться друг с другом за право зажечь олимпийский огонь. Для этого команды должны пройти ряд испытаний, в которых необходимо показать свои знания по математике. За каждый успешно пройденный этап команда получает ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово. Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, нам нужно познакомиться с нашими командами, которые еще пока не набраны. Для этого требуются по два желающих от каждого класса от 5-го до 11-го. Итак, в каждой команде у нас получилось по 7 человек. [Приложение 1]
Затем вносится знамя Олимпийских игр под торжественную музыку, зажигается олимпийский огонь (большой плакат с нарисованным пламенем, на котором пишется, кто зажег данный огонь.)
Очередные олимпийские математические игры объявляются открытыми, и оглашается план их проведения.
От всех классов предоставляются списки «спортсменов», которые примут участие в играх.
ВТОРОЙ ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРОСС
Оборудование: карточки с заданиями для станций, маршрутные листы для 3-х групп, бланк для вписывания полученных баллов (30 штук), бумага и карандаши, жетоны.
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 5–8 классов. Участие могут принять 40 человек.
Правила игры: Игра состоит из 5-ти этапов: разминки, 3-х станций и финиша. Разминка проводится заранее. В ней принимают участие все 40 «спортсменов». «Бегунам» задаются вопросы, касающиеся истории математики. За каждый верный ответ участник получает жетон. В конце разминки подводятся итоги и к следующему этапу допускаются лишь 30 человек, которые проявили большую активность в разминке.
Эти 30 «спортсменов» уходят по станциям, разделившись на 3 группы по 10 человек. На каждой станции (порядок станций указан в маршрутном листе) за 15 минут участники должны выполнить как можно больше заданий, которые написаны на карточках, разложенных на партах (карточки участники берут сами), и набрать как можно больше баллов за правильные ответы. Суммирование баллов идет в индивидуальном порядке. В это время с залом проводятся игры.
После прохождения станций подводятся итоги, и от каждой группы на последний этап допускаются 2 лидера, т.е. всего 6 «спортсменов». Между ними развертывается финальная борьба за бронзовую, серебряную и золотую медали. [Приложение 2]
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТРОЕБОРЬЕ
Оборудование: оформленные стенды «Логические задачи», «Софизмы», «Комбинаторные задачи», заранее заготовленные бланки для внесения предварительных и конечного результатов, заранее оформленные ответы и решения задач для интересующихся.
Особенности: Игра предназначена для учащихся 9–11 классов. Участвовать могут все желающие.
Правила: В первый день троеборья вывешивается первый оформленный стенд «Логические задачи». Участники могут решать поставленные задачи после уроков или в домашней обстановке, взяв копию набора задач. Утром следующего дня, до начала уроков, участники соревнований обязаны сдать свои решения жюри для проверки и оценивания. В течение этого учебного дня стенд сменяется другим: «Софизмы». Далее – «Комбинаторные задачи». Решения этих задач сдаются аналогично – утром перед началом занятий. На четвертый день троеборья вывешиваются предварительные итоги каждого вида борьбы и окончательные результаты. Желающие могут посмотреть ответы и решения всех задач. В этот же день подводятся итоги троеборья, и проводится награждение победителей. [Приложение 3]
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА
Оборудование: штанга с условными дисками в 2, 3, 4, 5, 6, 7 кг, карточки с задачами, 7 столов, расставленных полукругом.
Особенности: Игра предназначена для учащихся 5 – 6 классов, имеет индивидуальный характер. В игре могут принять участие 7 человек.
Правила: Участники занимают места за приготовленными для них столами. Начинаем с поднятия 2-х кг: сначала участники поочередно берут соответствующие карточки и садятся за свой стол решать задачу. Время для решения – 3 минуты. После этого сообщают свои ответы. Если ответ правильный, участник продолжает соревнования, подняв прежде штангу. Если же ответ оказался неправильным, соревнующийся выбывает из игры. Побеждает тот, кто поднимет больший груз. Если возникнет ситуация спора за 2-е и 3-е места, можно сделать переигровку между спорщиками, т.е. начать с ними игру заново. В конце соревнований проходит награждение победителей. [Приложение 4]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭСТАФЕТЫ – 1
Оборудование: плакат с соответствием чисел для конкурса «Сообрази», карточки и таблицы для конкурса «Таблица», бумага для конкурса «Математический словарь», три рисунка с нераскрашенными мячами и три набора фломастеров с тремя разными цветами для конкурса «Раскрась мяч», три рисунка с квадратами, линейки и карандаши для конкурса «Подумай и ответь», три листка с кроссвордами и карандаши для конкурса «Геометрический кроссворд», три карточки с координатами и три листа бумаги с готовыми координатными сетками для конкурса «Рисуем по координатам», черный ящик и шахматы для конкурса «Черный ящик», три повязки для завязывания глаз и мел для конкурса «Нарисуй не глядя».
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 7-8 классов. Участвуют 3 команды по 10 человек (5 учеников из 7-го класса и 5 учеников из 8-го класса).
Правила игры: Перед началом игры команды выстраиваются в шеренгу таким образом, чтобы ученики 7-го и 8-го классов чередовались, причем первым должен стоять капитан команды – учащийся 8-го класса. В каждом последующем конкурсе участвует соревнующийся с соответствующим номером. За победу в конкурсе победителю присваивается 3 балла, остальным участникам – по 1-му баллу. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. [Приложение 5]
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА
Оборудование: мишень, дротик, набор задач.
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 7-8 классов. Участвуют 3 команды по 8 человек.
Правила игры: Представителю каждой из команд нужно метнуть дротик и попасть в один из секторов. В связи с этим команда получает задание, на обдумывание которой отводится 1 минута. За правильный ответ команда получает то количество баллов, которое написано на данном секторе. Если команда не дала ответа или дала неправильный, то одна из команд-соперниц может ответить и получить половинный балл. Команды по очереди бросают дротик, выполняя по 5 «выстрелов». Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.[Приложение 6]
Мишень для стрельбы может выглядеть следующим образом:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭСТАФЕТЫ – 2
Оборудование: Соответствующие плакаты к конкурсам «Кто внимательнее», «Кроссворды», «Сосчитай треугольники», «Что лишнее», «Чего не хватает»; карточки с готовыми координатными плоскостями к конкурсу «Рисуем по координатам»; ручки и бумага для конкурсов «Кто больше», «Аукцион»; соответствующие материалы к конкурсу «Авария».
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 5-6 классов. Участвуют 3 команды по 10 человек (5 учеников из 5-го класса и 5 учеников из 6-го класса).
Правила игры: Перед началом игры команды выстраиваются в шеренгу таким образом, чтобы ученики 5-го и 6-го классов чередовались, причем первым должен стоять учащийся 5-го класса. В каждом последующем конкурсе участвует соревнующийся с соответствующим номером. За победу в конкурсе победителю присваивается 3 балла, остальным участникам – по 1-му баллу. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. [Приложение 7]
ПЯТЫЙ ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БОУЛИНГ
Оборудование: кегли с номерами от 1 до 10, карточки с заданиями, мяч.
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 6-8 классов. Участвуют 3 команды по 6 человек.
Правила игры: Игра проводится в 3 этапа. По одному представителю от каждой команды по очереди кидают мяч. Нужно попасть в одну из кегель и получить задание, соответствующее кегле с выбитым номером. Кегли расставляются таким образом, чтобы за один бросок можно было выбить только одну кеглю. На каждом этапе команды выполняют по 2 броска. Перед началом нового этапа кегли расставляются вновь. Карточки с заданиями раскладываются под кеглями и меняются на каждом новом этапе. В каждой карточке указывается время решения и количество баллов за данную задачу. Задачу решает вся команда, а ответ и его объяснение сообщает тот, кто бросал мяч. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. [Приложение 8]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Оборудование: секундомер, таблица для внесения результатов соревнования, карточки с заданиями для ассистентов.
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 5 класса, имеет индивидуальный характер. В ней могут принять участие все желающие.
Правила игры: Игру можно проводить в школьном коридоре, вдоль которого будут стоять ассистенты-помощники и задавать участникам вопросы, или на улице, если это позволяет погода. «Бегуны» уходят на старт по очереди с интервалом 1 мин. Маршрут следования определяется по ассистентам, стоящим на расстоянии примерно 10 метров друг от друга (всего их – 15-20 человек) – барьеры. Подбегая к каждому из них, «бегуны» выполняют предложенное им задание – преодолевают препятствие. Как только правильный ответ получен, участник соревнований продолжает свой путь. На финише подсчитывается «чистое» время каждого. Итоговые результаты сообщаются после окончания «пробежки». Победители награждаются комплектом медалей и памятными листами. [Приложение 9]
ЗАКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ
- Подведение общих олимпиадных итогов, вручение дополнительных и поощрительных призов наиболее активным ученикам, помощникам и организаторам этой Олимпиады.
- Для всех участников математической Олимпиады можно организовать чаепитие, а также небольшой математический концерт.
ЛИТЕРАТУРА
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: «Просвещение», 1988.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997.
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других – М., «Аст-пресс», 1997.
- Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности – М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 23, 2001.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 1999.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 2000.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 18, 1999.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 33, 2000.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 48, 2000.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 3, 2001.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 24, 2001.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 33, 2000.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 10, 2001.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 2, 2001.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 24, 2002.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 2001.
- Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 2002.
- Математика в школе. - № 5, 2001.