Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Моя задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают мне реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Знакомство с некоторыми компьютерными обучающими программами побудило меня изменить своё отношение к преподаванию иностранного языка в школе.

Звук, цвет, изображение.
Перед тобой дисплей и мышь.
Какое это наслаждение,
Ты по-английски говоришь!
Учитель электронный светит,
С него не сводишь глаз.
Задай вопрос, и он ответит,
И будет повторять хоть сотню раз.
На экране – мир волшебный,
Управляемый тобой.
Ты не просто наблюдатель,
А участник и герой!

Эти строки в какой-то мере характеризуют процесс обучения с помощью компьютерных технологий. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. У меня есть уникальная возможность проводить уроки в компьютерном классе. В моем расположении находится 12 ноутбуков. На каждом уроке я использую информационные технологии, которые позволяют разнообразить формы и методы проведения уроков, повысить интерес учащихся к иностранному языку. Каждый ученик, даже самый слабый, проявлял свои умения, азарт соревнования заставлял его добиваться лучших результатов.

Мультимедийные средства позволяют мне корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете.

Об эффективности использования Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка можно говорить бесконечно. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. Мои учащиеся общаются со сверстниками из Германии на страницах сайта «Одноклассников»

Разнообразие в уроки вносят и рассылки «Английский язык с Матушкой Гусыней». Обычно это веселые стихи, соответствующие событиям в настоящий момент: о Рождестве – зимой, о каникулах – летом и т.д.

Ещё один вид работы - это использование Интернет - ресурсов в виде тестов для контроля лексических и грамматических навыков. Одна из наиболее распространённых тестовых программ - это программа TOEFL, стандартный экзамен по английскому языку. Эта программа включает пять полных вариантов тестов TOEFL. Каждый тест состоит из трех частей: понимание услышанного (Listening Comprehension), грамматические конструкции (Structure and Written Expression) и понимание прочитанного (Reading Comprehension). При подготовке к экзамену TOEFL можно использовать компьютерную программу The Heinemann TOEFL.

  • http://www.toefl.org/ - Официальный сайт экзаменов TOEFL, TSE и TWE.
  • http://www.ielts.org/ - Официальный сайт экзамена IELTS
  • www.exams.ru – международный экзамен по английскому языку, информация о всех международных экзаменах по английскому языку, как иностранному, пробные тесты.

Никто не может заставить учителя применять компьютерные технологии на уроках. Надо самому загореться этой идеей, почувствовать как это интересно, эффективно и современно; понять, что продиктованные электронными средствами изменения в твоей работе, увеличение потока информации в связи с появлением Интернета, расширение взаимодействия с коллегами, возможность для большинства семей приобрести компьютер - это признаки нового цифрового общества, которое выдвигает свои требования к детям, а следовательно, и к их учителю.

Каждый ребенок по-своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в различных творческих объединениях. Но рано или поздно он сам и его родители захотят, чтобы его талант был реализован не только внутри семьи, но и замечен, и отмечен обществом.

Чаще всего родители не знают, как и где найти возможность для проявления детского таланта, теряются, не знают, как поступить, если дети часами играют в компьютерные игры. Задача учителя помочь им в этом. У моих учеников большое количество компьютерных программ, с помощью которых можно активизировать словарный запас, расширять свой кругозор по страноведению. Я часто использую на уроках просмотр фильмов на английском, немецком, французском языках. Это мультфильмы, документальные фильмы, художественные фильмы. Эти лексика сложная можно использовать субтитры на русском или иностранном языке.

Работая с ИКТ, я сделала вывод, что:

Как бы ни было модно, интересно и заманчиво применять компьютерные технологии на каждом уроке, ничто не может заменить самого учителя. Только хорошо продуманное комплексное сочетание всех имеющихся в арсенале педагогических приемов и ТСО может дать запланированный результат. ИКТ – это только один из компонентов учебного процесса и применять его следует, основываясь на принципе целесообразности.

Применение ИКТ является эффективным средством для развития мотивации учащихся, повышения интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем., делает занятие менее формальным, что ведет к здоровьесбережению.

Использование ИКТ во внеклассной работе способствует расширению сферы применения языковой компетентности в комфортной обстановке, убирает психологические барьеры, способствует самовыражению, развитию навыков самооценки и взаимооценки, помогает отдельным учащимся укрепить авторитет.

Все вышеперечисленное ведет к повышению уровня успеваемости, к совершенствованию языковой компетентности учащихся, повышению их общей культуры, самоутверждению, а, следовательно, и социализации.

Применение презентаций на уроках даёт возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, размера. Кроме того, в презентации можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что ещё больше усиливает эффект воздействия. Подобный приём в значительной степени опирается на визуализацию материала, что ведёт к лучшему его усвоению.

Перспективной формой работы на любом уровне владения английским языком являются проекты (творческие задания). Проекты, выполненные в виде презентаций, помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию школьников. Даже самый слабый ученик, имея дома компьютер и доступ к сети Интернет, легко может составить презентацию в формате Microsoft PowerPoint. Ребенок должен рассказывать по-английски о том, что происходит на экране, но он может выбрать для себя более удобный темп. По окончании своей презентации ученик проверяет, как его слушали остальные ребята (учащиеся должны выполнить короткий тест). Тем самым отрабатываются основные навыки: монологическая речь, восприятия речи на слух.

Многие учащиеся с удовольствием рассказывают тексты наизусть. Но есть дети, которым это сложно делать и поэтому им предлагается писать комментарии на слайдах. Тексты, которые ребята заучивают, проверяются мною заранее на наличие лексико-грамматических ошибок. А те тексты, которые вписаны, не проверяются, тем самым другим учащимся предоставляется возможность самим поучаствовать в проверке. Это задание направлено на совершенствование лексико-грамматических навыков.

Тематика презентаций имеет широкий выбор. Всё зависит от темы уроков.

Можно весь урок (если он итоговый) посвятить просмотру презентаций (время одной презентации не более 2 минут). А можно использовать презентацию, выполненную учениками на различных этапах урока при объяснении нового материала. В таком случае тема объявляется заранее.

Совершенно необязательно постоянно использовать презентации. Они должны быть целесообразны и необходимы.

Реализация проектов с помощью программы Microsoft PowerPoint позволяет разнообразить работу, сделать занятие более динамичным.

Задача в каждом проекте - постараться, используя материал сети Интернет, ввести или закрепить тематическую лексику, предложить ряд заданий с привлечением дополнительного материала по изученной теме.

Работа над такими презентациями повышает мотивацию овладения английского языка в школе. Многие дети, которые только начинают работать над такими проектами, не знают даже название этой простой и функциональной программы. Но создав 3-4 и более презентаций, их фантазии уже нет предела.

Опыт работы с программой Microsoft PowerPoint и Интернет ресурсами – это лишь маленький пример творческого и актуального подхода к задаче реализации преимуществ современных технологий.

Проблема объективного оценивания результатов обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в настоящее время не решена. И не только в нашей стране. Попытки решить эту проблему до сих пор не увенчался успехом. Выбор системы оценивания во многом зависит от образовательной политики. Во многих странах мира основным инструментом для определения успешности образовательного процесса стали тесты. Тесты применяются для разных целей. В европейских странах учебный процесс сопровождается 3 видами тестирования Увлечение тестами достигло и нашу страну. Тесты могут изготавливать кто угодно и когда угодно, устанавливая свои критерии оценивания и предъявляя свои личные требования к результатам работ учащихся. Я и мои учащиеся составляем тесты по определенным темам с определенными целями по тестовым оболочкам.

Приложения.