Буквы З и С в приставках

Разделы: Русский язык


Задачи:

  1. Закрепить умения и навыки нахождения в слове приставки и её правильного правописания;
  2. Развивать орфографическую зоркость, повторить изученные ранее орфограммы: «безударные гласные в корне слова»
  3. Прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, тренажные карточки, словарные слова, раздаточный материал, презентация. 

Ход урока

I. Организационный момент.

Тест на настроение (создание эмоционального настроя)

Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. Перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зелёный, что немного грустно, а синий – это потеря всякого интереса ко всему происходящему.

Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет.

Ребята, я знаю, вы любите увлекательные путешествия, и я вас приглашаю на экскурсию в музей, где вы побудете в роли как сотрудников, так и посетителей. Но музей у нас необычный – это музей русского языка,

посетителей которого ждут удивительные сюрпризы. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, знаки препинания и многое другое. Скажите, пожалуйста, какой раздел русского языка изучает эту тему. А что изучает «Морфемика?»

Мы с вами будем сотрудниками музея, работающими в зале «Состав слова» с экспозицией «Буквы з и с на концеприставок.»

II. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Итак, тема нашего урока: «Буквы з и с на концеприставок»

Слайд 2 – задачи урока. Запишем тему урока.

– Ребята, нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании букв з и с на конце приставок, а также рассказать о правописании гласных и согласных в приставках, выполнить морфемный разбор слов.

1. Работа у доски одного «экскурсовода»

  • разбери слова по составу, дай определение приставки.

Заморозок, захрустел, посеребрить, посыпал, закружились, сковать, побелели, закружились.

Слайд 3

2. Во время работы «экскурсовода» класс выполняет творческую работу.

  • замените существительное с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на з (с). Распределите слова в два столбика: без-, бес-.

Ребёнок без забот (беззаботный)
Небо без звёзд (беззвёздное)
Вход без платы
Пустыня без воды
Дорога без конца
Ребёнок без помощи
Жидкость без цвета
Плач без звука
Движение без шума
Шоколад без вкуса

– С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные? – Отчего зависит выбор написания с и з на конце приставок?

  • слабые ученики получают индивидуальные задания. 

Вставьте пропущенные буквы. Приставки выделите графически:

Бе...шумный, ра...гадать, ра...носить, и...кусать, бе...ветрие, и...вещение, бе...покоство, ра...валиться, в...дыхать, ра...жимать, ра...пилить.

Слайд 4 (таблица с колокольчиками)

– Коллективно проверяется работа «экскурсовода».

– Что такое приставка?

– Давайте посмотрим на высказывание К.И. Чуковского, детского писателя, о приставках:

Слайд 5

Приставки придают русской речи много богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И. Чуковский.

– Согласны ли вы с мыслями, высказанными К.И. Чуковским? Давайте подтвердим своё согласие, т.е. выскажем суждение.

III. Практическая часть урока. 

Я думаю, что и посетители нашего музея согласятся с вами.

– А также мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны экскурсантов, поэтому давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з и с на концеприставок.

В этом нам поможет стихотворение:

Слайд 6

Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз-, и без-
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой
с
Глухие звуки – это непоседы!
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Не забудьте, что приставки
раз-, из-, воз-, низ-,через-, без-
Перед согласными глухими
Быстро сменят з на с
Обрати внимание
На «здесь, здоровье, здание».
«З» нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.

– Что же вы поняли из этого стихотворения?

– Переведите его на язык науки.

Что же вы поняли из этого стихотворения? Переведите его на язык науки. 

Упр. 429 – у доски (3 человека) 

3. Работа в парах постоянного состава.

Наша экспозиция в музее русского языка становится всё интереснее и интереснее.

  • возьмите каждый свой вариант тренажной карточки. По сигналу вы начнёте выполнять данное задание. (Ребята, выполняющие I вариант, рассказывают о правописании своих слов ребятам, выполняющим II вариант.) Правильность ответа проверяют на обратной стороне карточки.

Первому варианту нужно выбрать правильное написание буквы з и с на конце приставок, а второму варианту нужно исправить ошибки, допущенные в тренажной карточке. Не забудьте – ответы находятся на обратной стороне карточек вашей пары.

I вариант II вариант
бе(з;с)грамотный
во(з;с)ход
ра(з;с)думывать
и(з;с)нашивать
в(з;с)кипеть
расжигать
изправить
бесдельник
вскипеть
возстать
правильные ответы
безграмотный
восход
раздумывать
изнашивать
вскипеть
разжигать
исправить
бездельник
вскипеть
восстать

– Так когда же пишутся в приставках буквы з и с?

Слайд 7 

Ребята, у вас до этого момента работала механическая память, а теперь давайте подключим зрительную память. Внимательно посмотрите на таблицу и запомните изучаемое правило.

Приставки на... з-, и... с-
З
(перед звонкими согласными)
С
(перед глухими согласными)
избежать
изводиться
издергаться
испечь
искушать
исцелить

Но! Запомни! (З...) – часть корня: 

Здесь, здание, здоровье

4. В зале «Закрепление знаний» нашего музея посетители обычно делятся своими впечатлениями от экспозиции. В нашем случае это будет выборочный диктант, а два консультанта приглашаются к доске.

Распределительный диктант.

...З

...С

бездонная (лазурь)

распушить

разморозить

восход

безвкусный

раскрасить

безбрежный

бескрайний

взбивать

бескормица

  • Языковая разминка.

Найди существительные и распространи их, выполни синтаксический разбор получившегося предложения:

В воздухе закружились хлопья снега. 

  • Фонетический разбор слов: 

Вьюга1 

5. Ребята, наш музей русского языка предусматривает наличие игрового зала. Давайте мы с вами немножко разомнёмся, возьмём мячик и поиграем. Но игра у нас особенная. Водящий бросает мяч кому-то из вас, вы ловите и говорите проверочное слово. 

Сосна, снега, зима, скрипит, белеет, холодный, синеет. 

Молодцы! Отдохнули, а теперь снова за работу. Посетители ждут нас.

6. Орфоэпическая работа. 

Ребята, что же произошло, дверь в следующий зал музея не открывается. Оказывается, чтобы попасть в него, нужно в некоторых словах расставить ударения. В этом нам помогут двустишия.

Положи письмо в конверт,
Пусть прочтёт его эксперт.

Стоп, ребята, не соваться,
И прошу не баловаться.

Он все книги уволок,

Чтоб составить каталог.

А какие вы знаете слова, оканчивающиеся на –лог?

– Давайте найдем объяснение этих слов в толковом словаре.

7. Работа в «малых группах».

Работа с текстами.

Перед вами лежат тексты, возьмите их, прочитайте, выполните задания, предложенные в них.

Текст 1.
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. Какой чудесный мастер исписал все стёкла такими узорами.

Задание:

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова с изучаемой орфограммой.

Текст 2.
Зима.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега
То бураны и метели
На деревню налетели.

Задание:

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова с изучаемой орфограммой.

Текст 3.
Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо безоблачное, поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.
(По Д. Зуеву)

Задание:

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова с изучаемой орфограммой.

Текст 4.
Конец января. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Развесили снежные шапки кустарники. В воздухе чувствуется морозное холодное дыхание зимы.
У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечёток. Они оживленно перекликаются, порхают по ветвям.

Задание:

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова с изучаемой орфограммой.

Текст 5.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Задание:

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова с изучаемой орфограммой.

8. Ребята, мы постепенно приближаемся в святую святых нашего музея. Ещё одно усилие – и вы окажетесь в удивительном зале, но для этого нужно выполнить тест.

Тест.

  1. Пишется приставка на ...з, если
    а) корень начинается с глухого согласного звука;
    б) корень начинается со звонкого звука.
  2. Пишется одна буква ...с в приставке
    а) бе (з,с) звучный;
    б) ра (з,с) бавить;
    в) во (з,с) кликну;
  3. Пишется буква ...з в приставке
    а) ра (з,с) сеянный;
    б) ра (з,с) весистая;
    в) бе (з,с) граничный.

(Слайд с ответами)

– Перед какими согласными пишется ...з – с?

IV. Итог урока.

И вот мы, наконец, попали в один из самых загадочных и необыкновенных залов музея. Зал, где хранится «Чудо-рюкзак знаний». Только любознательные, пытливые, умные ребята могут попасть в этот зал. Вы – одни из них!

Пополняйте его знаниями, успешной вам учёбы! 

Релаксация 

Ребята, давайте проверим, изменилось ли ваше настроение? (считаем кружочки)

Я благодарю вас за урок. Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена. Уверена, мы с вами совершим ещё много таких успешных экскурсий.

Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждём гостей!