Программное содержание:
- Обучающие задачи:
- Совершенствовать умение детей создавать сюжетные композиции по литературному тексту (стихотворение П. Яхнина «Весна»), самостоятельно выбирая выразительно-изобразительные средства и технические способы работы с бумагой.
- Вызвать интерес у детей к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.
- Закреплять умение детей пользоваться раннее усвоенными техническими приемами работы с бумагой: вырезывание, обрывание, складывание гармошкой, базовые способы техники «оригами».
- Учить планировать и реализовывать проект своей работы с использованием специальных компьютерных программ.
- Развивающие задачи:
- Развивать умение детей выражать свое эмоциональное отношение к созданию сюжета о пробуждающейся природе в соответствии с содержанием стихотворения, соединять в сюжете поэтические образы с реальными.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать чувство цвета, формы и композиции.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к литературным произведениям.
- Воспитывать художественный вкус.
Индивидуальная работа:
- Закреплять умения Славы, Леры вырезать из бумаги, сложенной вдвое.
- Продолжать учить Мишу, Антона складывать бумагу гармошкой и плотно проглаживать линию сгиба.
- Развивать навыки самоконтроля за темпом речи у Димы, Анжелики.
Материал: картонная тарелка, клей ПВА, бумага разного цвета и текстуры, салфетки, клеенки, ножницы, рисунок-проект каждого ребёнка, магнитофон с фоновой музыкой и весенними звуками в природе, мультимедиапроектор.
Предварительная работа: наблюдения в природе за весенними изменениями: таяние снега, голубизна неба, первые проталины, появление ручейков, капель, изменение птичьих песен и поведения птиц. Рассматривание иллюстраций о весне. Знакомство со стихотворениями И. Токмаковой «Весна», Я.Колас «Песня о весне». Разучивание стихотворения и работа по содержанию стихотворения И. Яхнина «Весна». Самостоятельная художественная деятельность детей по отражению в детских работах весенних изменений в природе. Совместная работа с руководителем изостудии по созданию детьми рисунков-проектов по содержанию стихотворения И. Яхнина средствами компьютерной графики.
Содержание занятия:
(Занятие проводится в музыкальном зале) На экране изображение ранней весны, по периметру зала расположены детские рисунки на весеннюю тему, слова, обозначающие весенние явления.
Воспитатель (В): Ребята располагайтесь, поудобнее, на коврике. Сегодня на занятии мы будем говорить о прекрасном времени года. Оглянитесь вокруг себя и догадайтесь о каком времени.
В: Будьте внимательны на протяжении всего занятия, в обстановке вокруг вас могут произойти изменения и вам нужно будет их заметить.
В: Ребята, вспомните, мы с вами разными способами распознавали весну: мы её слышали, мы её видели, мы её трогали руками.
В: Как мы можем увидеть, услышать весну?
В: Хотите ещё раз услышать весну (включается магнитофон, звучит музыкальное произведение…..)
В: Какие весенние звуки услышал Антон? А что услышал Миша, Анжелика?
В: Какое настроение у вас вызвала музыка?
В: Какая весна в этом музыкальном произведении?
В: Какие признаки весны мы с вами наблюдали? (Ярко светит солнце. Сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины. Появились первые, ранние цветы. Весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят. На деревьях шум, гам, веселье - возвращаются перелетные птицы).
В: Посмотрите на экран, все ли признаки весны, вы назвали? Если не все, то назовите тот признак, который мы пропустили.
(Просмотр фрагмента фильма «Планета Земля» производства ВВС о признаках весны).
В: Весну мы увидели, услышали в звуках, музыке, а сейчас послушаем, как о пробуждающейся природе рассказал поэтическим словом поэт П. Яхнин в стихотворении «Весна». (Трое детей читают стихотворение).
ВЕСНА.
Теплее солнышко пригрело,
Метели и в помине нет.
И травка первая несмело
Уже глядит на белый свет.
В лесу подснежники пробились,
Защелкал перелётный птах
И почки звонко распустились
Вдруг на деревьях и кустах.
И день становится длиннее,
И на реке растаял лед:
Идет весна – пора цветенья,
Все оживает и поет.
П. Яхнин.
В: Назовите, какие признаки весны прозвучали в стихотворении П. Яхнина?
В: По стихотворению поэта каждый из вас составил свой проект иллюстрации с использованием компьютерной графики. Расскажите, какую картину природы каждый из вас представил? (На экране появляются детские проекты иллюстраций к стихотворению и их названия) (Смотри приложение № 1).
В: Весну мы услышали в музыке и поэтическом слове, увидели в природе. Сейчас предлагаю реализовать ваши проекты с помощью такого изобразительного средства, как бумага.
- Подойдите к столам, найдите свою тарелочку. Необходимый материал для работы вы приготовили сами и он перед вами. Мы с вами будем работать только бумагой, но работа у каждого из вас будет своя, так, как вы будете иллюстрировать разные отрывки стихотворения и использовать в своей работе будете разные приёмы работы с бумагой.
- Посмотрите внимательно на свой проект, на материалы и оборудование на вашем рабочем месте и если у вас в порядке, начинайте работать. Педагог напоминает детям о том, что прежде чем наклеить детали, нужно все вырезать, разложить на тарелочке, а затем только наклеивать.
- Во время работы детей фоном звучит спокойная музыка.
- По мере необходимости воспитатель напоминает, показывает, уточняет различные технические приёмы работы с бумагой в зависимости от замысла ребёнка, добивается самоконтроля за темпом речи Полины, Анжелики.
Анализ детских работ:
В: По окончании работы предлагаю выставить детские поделки, сравнить её с ранее созданным проектом.
- Какую строчку стихотворения проиллюстрировал Слава?
- Прочитайте тот отрывок стихотворения, который соответствует поделке Антона? Какими приёмами работы с бумагой Антоша добился такого соответствия с поэтическим словом стихотворения?
- Какая музыка весны получилась у Леры?
В: Оглянитесь вокруг, кто из вас заметил, какие изменения произошли в нашем зале? (На экране поменялась картинка с изображением ранней весны на картинку с изображением поздней весны). Вместе с детьми педагог отмечает появление новых примет весны и изменение примет ранней весны.
В: Молодцы, дети! Вы все справились с работой, у всех получилась своя музыка весны! Мы украсим группу вашими весенними иллюстрациями и каждый день на улице будем отмечать те изменения, которые будут происходить с весной, превращая её из ранней в позднюю.
В: Ребята, вам понравилось занятие? Чем? С каким настроением вы уходите с занятия? О чём сегодня расскажите дома своим родным?
Детские проекты иллюстраций к стихотворению П. Яхнина «Весна» представлены в файле «Приложение № 1».
В приложении № 2 представлены фотографии с занятия.