Раздел: Региональная характеристика мира.
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Цели урока:
- Дидактическая: обобщение знаний по теме «Африка», выявление различий в экономико-географической характеристике отдельных стран Африки.
- Развивающая: развитие общенаучных умений и навыков; умения анализировать картографические и статические материалы, давать краткую характеристику региона и отдельной страны; развитие познавательного интереса к изучению жизни в других странах.
- Воспитательная: воспитание уважительного отношения к мнению других студентов, также к традициям и культуре разных народов.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Персональные компьютеры.
- Политическая карта мира.
- Географические атласы.
- Итоговая таблица территориальных различий Африки.
- Структурно-логические схемы.
- «Секретные ящики» с предметами, характеризующими отдельный регион Африки.
- Оценочный лист.
- Информационный материал урока на электронном и бумажном носителе.
- Лист рефлексии.
План урока:
1. Приветствие и целеполагание.
2. Обобщение изученного материала.
2.1. Работа с картой, определение местонахождения.
2.2.Систематизация представленного материала, работа над презентацией.
2.3. Заполнение итоговой таблицы. Защита презентации.
3. Закрепление знаний по теме «Африка». Работа со структурно-логической схемой «Лабиринт».
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Приветствие и целеполагание.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Васильевна. Мне приятно, что мы сегодня будем вместе работать. Надеюсь, наше занятие будет интересным.
- Сегодня я предлагаю вам стать участниками популярного телепроекта. Посмотрите на экран, и вы поймете какого.
(на экране появляется заставка «Последний герой»)
- По условиям проекта все участники делятся на 3 команды и будут доставлены на один из континентов.
- Чтобы ваше путешествие было безопасным и максимально комфортным, вам очень пригодятся знания по географии, умение работать с различными источниками информации, а так же умение слушать своих коллег по проекту.
- Кроме того, в путешествии вас будут сопровождать ассистенты. Их задача: оценивать правильность выполнения заданий, сплоченность работы команды и представление дополнительной информации.
2. Обобщение изученного материала.
- Ну, что в путь?!
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, куда мы отправляемся?!
(на экране появляется заставка с видом Африки)
- Да, мы в Африке.
- А что вы знаете об Африке?
- Какой климат преобладает?
- Какой уровень социально-экономического развития?
- Какие минеральные ресурсы добываются в Африке?
- На какие регионы делится Африка?
2.1. Работа с картой, определение местонахождения.
- Итак, каждая команда доставлена в отдельный регион Африки. И первое, что вам предстоит сделать, это понять где вы находитесь.
- Сейчас каждой команде ассистенты вынесут «секретные ящики». Вы внимательно ознакомившись с его содержимым и воспользовавшись экономической картой Африки, определите в каком регионе Африки вы находитесь (1-2 мин.).
(каждая команда получает коробку с предметами, характеризующими один из регионов Африки)
- Итак, определились с выбором.
- Почему так решили?
- Что навело на мысль?
- Что подсказало ответ?
2.2. Систематизация представленного материала, работа над презентацией.
- Молодцы, вы, верно, определили свое местонахождение.
- Теперь вы получаете дополнительную информацию конкретно о той стране, в которой вы находитесь. (Приложение 1)
- Ваша задача в течении 10 минут составить краткую экономико-географическую характеристику страны. Подготовить устный рассказ и презентацию на 3-4 минуты.
- Свой ответ аргументируйте с помощью предметов из «секретного ящика». А так же подготовьте карточки для заполнения итоговой таблицы. Чтобы быстро и успешно справится, с заданием четко распределите обязанности между членами команды.
- В вашем распоряжении 10 минут, пока звучит музыка.
2.3. Заполнение итоговой таблицы. Защита презентации.
- Время истекло. Сейчас мы выслушаем доклады всех команд. Ассистенты выполняют свою работу – оценивают рассказы команд, выставляя отметки в оценочных листах (Приложение 2), а остальные команды очень внимательно слушают соперников, это необходимо для прохождения следующего испытания.
Во время рассказов студенты заполняют итоговую таблицу на доске.
Северная Африка | Восточная Африка | Южная Африка | |
Природные ресурсы | |||
Особенности населения | |||
Промышленность | |||
Сельское хозяйство |
(После каждого выступления слово ассистентам)
- Пока наши ассистенты подсчитывают общее количество баллов, я хочу обратить ваше внимание на таблицу, которая у нас получилась. Что она характеризует? Как ее можно назвать?
- Таким образом, благодаря отличительным особенностям разных регионов Африки вы и смогли определить свое местонахождение.
3. Закрепление знаний по теме «Африка». Работа со структурно-логической схемой «Лабиринт».
- Ну а теперь пора домой. И сейчас мы определим, кто каким видом транспорта сможет воспользоваться.
- Для этого я предлагаю вам «Лабиринт» из вопросов, пройдя который вы наберете дополнительные количества баллов для поездки домой.
(работа со структурно-логической схемой «Лабиринт») (Приложение 3)
-Какой ответ у вас получился? Ассистенты записывайте.
За ответ «а» - прибавьте 5 баллов;
За ответ «б» - 4 балла
За ответ «в» - 3 балла.
4. Подведение итогов урока.
- А сейчас слово ассистентам.
- Больше всех баллов набрала команда……… Вы отправитесь домой на суперсовременном самолете, бизнес – классом с правом обмена билета на « 5 » по географии.
- 2 место занимает команда…………. Вы отправляетесь тоже самолетом. Но условия перелета немного скромнее – эконом-класс с правом обмена билета на « 4 » по географии.
- 3 место занимает команда ………… Вам дольше всех придется добираться домой, на теплоходе, а затем по железной дороге. Но зато у вас будет возможность внимательнее изучить Африку.
5. Домашнее задание.
- Для тех, кто заинтересовался Африкой или желает улучшить оценку по этой теме, предлагаю обратиться к следующим источникам информации.
6. Рефлексия.
- Перед тем, как пройти на посадку заполните, пожалуйста, карточки, ответив на вопросы по поводу нашего путешествия.
Что на уроке было особенно интересно? | |
Что вызвало затруднения? | |
Оцени по 5-тибальной шкале свой вклад в работу микрогруппы. | |
Оцени работу своих товарищей по группе. | |
Напиши слово (фразу), характеризующую твое настроение сейчас. |
-Спасибо. До свидания.