Урок русского языка в 6-м классе. Ролевая игра "Внимание, розыск" по теме "Спряжение глаголов"

Разделы: Русский язык


Одним из самых распространенных активных методов обучения является игра. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы создаёт условия, которые обеспечивают следующие возможности:

вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания - где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять разнообразные коммуникативные умения.

Игра - это многофункциональный метод. Он может быть использован и при усвоении нового материала, и при его закреплении, и на этапе повторения. В игре развиваются все виды мышления. В игре формируется мировоззрение, качества личности, способности; совершенствуются организационные и организаторские, коммуникативные и гностические умения.

Практически речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

В качестве примера хочу предложить вариант ролевой игры "Внимание, розыск", проведенной в 6 классе при закреплении темы "Спряжение глаголов". Тема трудная, ошибки в окончании глаголов - одни из самых распространенных. Ролевая игра способствует развитию познавательного интереса, помогает создать поисково-творческую атмосферу.

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль теоретических знаний, практических умений и навыков по теме "Спряжение глаголов".

Задачи урока:

Образовательная:

  • Закрепить умение определять спряжение глаголов; совершенствовать умение определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием;

Развивающая:

  • Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы

Воспитательная:

  • Прививать аккуратность при заполнении материалов; воспитывать чувство сплоченности коллектива; поддерживать в учениках интерес к предмету; способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование: листы с "Планом оперативно-розыскных мероприятий" (см. Приложение) в соответствии с количеством групп (по 4 человека), фрагменты слова (по 1-2 буквы на отдельных карточках).

Ход урока

Постановка проблемы.

Слово учителя:

Ребята, в русском языке случилось несчастье. Исчезло слово. Очень важное, без которого прожить будет очень трудно. Вам сегодня на уроке предлагается найти это слово. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека. Так наш поиск будет эффективнее. Кроме того, каждая команда получает "План оперативно-розыскных мероприятий".

Сначала распределим обязанности. Каждый выбирает себе фигуру - круг, квадрат, треугольник и ромб - и вносит свое имя в соответствующую графу.

Таким простым способом вы выбрали себе роли "оперативных сотрудников":

  • Капитаны
  • Эксперты
  • Шифровальщики
  • Практики

У каждого сотрудника - свое задание, которое он выполняет при помощи всей команды. Таким образом, каждый примет активное участие в поисках. Единственный путь добиться успеха - внимательно слушать партнеров по команде и делать соответствующие записи. Будьте заинтересованы в правильности выполнения задания вашим партнером, так как это может отразиться на итоге работы (на оценке).

Первое задание.

Первое задание выполняют капитаны (ученики, выбравшие круг, берут листы и оформляют записи).

Я диктую 10 глаголов с правильным либо неправильны ударением. Если вы считаете, что слово произнесено верно, то ставите в табличке "+", если неверно - " - ".

Баловать, звонишь, повторишь, облегчить, премировать, черпать, лиловеть, памятовать, осведомиться, включит (указано ударение, закрепленное нормой русского языка).

Проверка задания. Выставление набранных баллов. (За каждые десять баллов команда получает "улику" - фрагмент потерянного слова. Побеждают те, кто первым "найдет" слово).

Второе задание.

Выполняют эксперты, отвечая на вопросы в листе. Команда помогает. На выполнение работы - 15 минут.

Проверка задания. Выставление набранных баллов.

Третье задание.

Выполняют шифровальщики. Нужно составить шифровку, распределив

глаголы по спряжениям в таблицу "донесения".

Четвертое задание.

Выполняют практики. Нужно применить практические умения и навыки, вставив пропущенные буквы в материалах исследования.

Подведение итогов.

А теперь настало время подсчитать количество общих баллов, набранных в течение розыска. Попробуйте составить потерянное слово и запишите его в своих "Планах".

Капитанам команды нужно отметить, какую оценку заработала его поисковая группа, а также оценить работу каждого сотрудника в графе с именем (это может сделать как сам капитан, так и вся группа в целом).

Потерянным оказывается слово БЛАГОДАРЮ.

- Как вы думаете, почему это слово очень важно в нашей жизни?

Кого нам нужно благодарить?

- А я благодарю вас за ваши знания и прекрасную, слаженную, бесконфликтную работу в группах. Вы добились поставленной цели.

Листы с выполненными заданиями сдаются учителю. Анализируя работу группы, важно учитывать не только сами знания, но и усилия, которые затрачивают ребята на достижение общего результата. Выводится итоговая оценка работы каждого ученика. Обычно это "четверки" и "пятерки", так как практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Приложение.