Одним из самых распространенных активных методов обучения является игра. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы создаёт условия, которые обеспечивают следующие возможности:
вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания - где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять разнообразные коммуникативные умения.
Игра - это многофункциональный метод. Он может быть использован и при усвоении нового материала, и при его закреплении, и на этапе повторения. В игре развиваются все виды мышления. В игре формируется мировоззрение, качества личности, способности; совершенствуются организационные и организаторские, коммуникативные и гностические умения.
Практически речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
В качестве примера хочу предложить вариант ролевой игры "Внимание, розыск", проведенной в 6 классе при закреплении темы "Спряжение глаголов". Тема трудная, ошибки в окончании глаголов - одни из самых распространенных. Ролевая игра способствует развитию познавательного интереса, помогает создать поисково-творческую атмосферу.
Цель урока: систематизация, обобщение и контроль теоретических знаний, практических умений и навыков по теме "Спряжение глаголов".
Задачи урока:
Образовательная:
- Закрепить умение определять спряжение глаголов; совершенствовать умение определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием;
Развивающая:
- Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы
Воспитательная:
- Прививать аккуратность при заполнении материалов; воспитывать чувство сплоченности коллектива; поддерживать в учениках интерес к предмету; способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Оборудование: листы с "Планом оперативно-розыскных мероприятий" (см. Приложение) в соответствии с количеством групп (по 4 человека), фрагменты слова (по 1-2 буквы на отдельных карточках).
Ход урока
Постановка проблемы.
Слово учителя:
Ребята, в русском языке случилось несчастье. Исчезло слово. Очень важное, без которого прожить будет очень трудно. Вам сегодня на уроке предлагается найти это слово. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека. Так наш поиск будет эффективнее. Кроме того, каждая команда получает "План оперативно-розыскных мероприятий".
Сначала распределим обязанности. Каждый выбирает себе фигуру - круг, квадрат, треугольник и ромб - и вносит свое имя в соответствующую графу.
Таким простым способом вы выбрали себе роли "оперативных сотрудников":
- Капитаны
- Эксперты
- Шифровальщики
- Практики
У каждого сотрудника - свое задание, которое он выполняет при помощи всей команды. Таким образом, каждый примет активное участие в поисках. Единственный путь добиться успеха - внимательно слушать партнеров по команде и делать соответствующие записи. Будьте заинтересованы в правильности выполнения задания вашим партнером, так как это может отразиться на итоге работы (на оценке).
Первое задание.
Первое задание выполняют капитаны (ученики, выбравшие круг, берут листы и оформляют записи).
Я диктую 10 глаголов с правильным либо неправильны ударением. Если вы считаете, что слово произнесено верно, то ставите в табличке "+", если неверно - " - ".
Баловать, звонишь, повторишь, облегчить, премировать, черпать, лиловеть, памятовать, осведомиться, включит (указано ударение, закрепленное нормой русского языка).
Проверка задания. Выставление набранных баллов. (За каждые десять баллов команда получает "улику" - фрагмент потерянного слова. Побеждают те, кто первым "найдет" слово).
Второе задание.
Выполняют эксперты, отвечая на вопросы в листе. Команда помогает. На выполнение работы - 15 минут.
Проверка задания. Выставление набранных баллов.
Третье задание.
Выполняют шифровальщики. Нужно составить шифровку, распределив
глаголы по спряжениям в таблицу "донесения".
Четвертое задание.
Выполняют практики. Нужно применить практические умения и навыки, вставив пропущенные буквы в материалах исследования.
Подведение итогов.
А теперь настало время подсчитать количество общих баллов, набранных в течение розыска. Попробуйте составить потерянное слово и запишите его в своих "Планах".
Капитанам команды нужно отметить, какую оценку заработала его поисковая группа, а также оценить работу каждого сотрудника в графе с именем (это может сделать как сам капитан, так и вся группа в целом).
Потерянным оказывается слово БЛАГОДАРЮ.
- Как вы думаете, почему это слово очень важно в нашей жизни?
Кого нам нужно благодарить?
- А я благодарю вас за ваши знания и прекрасную, слаженную, бесконфликтную работу в группах. Вы добились поставленной цели.
Листы с выполненными заданиями сдаются учителю. Анализируя работу группы, важно учитывать не только сами знания, но и усилия, которые затрачивают ребята на достижение общего результата. Выводится итоговая оценка работы каждого ученика. Обычно это "четверки" и "пятерки", так как практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.