Урок русского языка в начальной школе (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Образовательные: продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста; продолжить формирование умения составления связного текста; вырабатывать орфографическую зоркость.

Воспитательные: содействовать воспитанию культуры чувств; реализовать в процессе работы с художественным текстом и создания собственного текста изложения активную духовную потребность ребенка быть добрым, милосердным.

Практические: включить всех и каждого не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом; на высоком уровне трудности, в быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, рисунки-опоры, планы-опоры для слабых, художественная книга А.П.Чехова "Белолобый".

Ход урока

Организационный момент

Цель: настроить учащихся на плодотворную работу.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть вас. Думаю, что сегодня день принесет нам всем радость общения. (Слайд 1)

- Начинаем урок русского языка. Нам предстоит работа над изложением. (Слайд 2)

Подготовка к восприятию нового материала.

Цель: создание ситуации успеха, обобщение знаний; умение слушать друг друга.

- Отгадайте загадки.

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака) (Слайд 3)

- В каком произведении вы прочитали о жизни этих животных?

- Кто автор этого произведения? (Слайд 4)

- Что вы знаете о писателе этого произведения? (Слайды 5-8)

(Рассказ учителя по слайдам)

Выставка книг (Слайд 9)

- Рассказ "Белолобый" А.П.Чехов написал в 1895 году. В нем рассказывается о приключениях добродушного и веселого щенка Белолобого, вдруг попавшего из теплого хлева, где он спал вместе с ягнятами, в волчье логово. (Слайд 10)

- А.П.Чехов замечательный писатель, любил и понимал животных.

Он удивительно человечно рассказал о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым.

- Что вы можете рассказать о жизни волков?

Рассказ ученика. (Слайды 11-12)

Жизнь волков.

Волки зимой ведут бродячую жизнь, выходя на поиски добычи в сумерки и по ночам. Очень голодные волки отваживаются нападать на окраины селений (их добычей становятся домашние животные из сараев). Хотя у волков нет постоянного убежища, для вывода детенышей они устраивают логово в труднодоступном месте, но бывали случаи, когда логово находили возле лесной дороги и даже около строений.

У волчицы рождаются 4-6 слепых волчат. Они похожи на лисят. Две недели волчица неотлучно находится при детенышах, согревая их своим телом. В это время волк приносит волчице пищу. До 1,5 месяцев волчица кормит волчат молоком.

- Почему в рассказе Чехова волчица отправилась сама на поиски пищи?

- Чем закончилась охота волчицы?

- Почему волчиха не съела щенка?

Работа над отрывком текста

Цель: развивать умение отвечать на поставленные вопросы, оперировать знаниями в составлении плана, сотрудничать между собой и учителем.

Знакомство с отрывком из рассказа А.П.Чехова "Белолобый". (Слайд 13)

Когда все затихло, волчиха успокоилась и стала замечать, что ее добыча была тяжелее и тверже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята. Пахло иначе и слышались какие-то странные звуки:

Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть. Вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягненок, а щенок. Черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки.

Судя по манерам, это был простой дворняжка. Он облизал свою помятую, раненую спину, замахал хвостом и залаял на волчицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней. Она оглянулась и щелкнула зубами. Белолобый остановился в недоумении. Решив, что это она играет с ним, протянул морду по направлению к зимовью и залился звонким радостным лаем, как бы приглашая мать свою Арапку поиграть с ним и с волчихой.

Составление плана текста.

План:

Добыча.

-Что же затихло? Был шум?

-Что стала замечать волчиха? (2 предложение)

волчиха :., что

:, чем обыкновенно

ягнята

какие-то звуки :

Пересказ части учащимися.

Ноша-щенок.

-Для чего остановилась волчица?

-Что произошло?

-Кого она увидела?

-Как А.П.Чехов описывает щенка?

Рисунок 1. (описание щенка, 4 предложение 2 части)

:, чтобы :

с отвращением

Пересказ части учащимися.

Недоумение.

-Какой породы был щенок?

-Как он себя вел?

-Ответ волчицы.

-Что решил Белолобый?

дворняжка

щёлкнула

к зимовью

Рисунок 2. (7 предложение 3 части)

Пересказ части учащимися.

Пересказ текста.

Цель: формировать умение передачи текста на основе плана, опор.

Учащиеся пересказывают текст с опорой на данный вспомогательный материал.

Опоры слабым. На столах у слабых учащихся - карточки с планом.

План.

Добыча. Всё затихло.

Что стала замечать волчиха?

Ноша-щенок.

Это был не ягнёнок, а щенок.

Для чего остановилась волчиха?

Что произошло?

Кого она увидела?

Опиши щенка.

Недоумение.

По манерам, какой был щенок?

Как он себя повёл?

Поведение волчицы.

К какому решению пришёл Белолобый?

Запись текста.

Самостоятельная работа учащихся с опорой на план, слова-помощники.

Проверка.

Зачитываются работы учащихся.

Рефлексия.

- Ребята, оцените свою работу. (Слайд 14)

- Спасибо за работу на уроке.