Цели:
Образовательные: продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста; продолжить формирование умения составления связного текста; вырабатывать орфографическую зоркость.
Воспитательные: содействовать воспитанию культуры чувств; реализовать в процессе работы с художественным текстом и создания собственного текста изложения активную духовную потребность ребенка быть добрым, милосердным.
Практические: включить всех и каждого не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом; на высоком уровне трудности, в быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, рисунки-опоры, планы-опоры для слабых, художественная книга А.П.Чехова "Белолобый".
Ход урока
Организационный момент
Цель: настроить учащихся на плодотворную работу.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть вас. Думаю, что сегодня день принесет нам всем радость общения. (Слайд 1)
- Начинаем урок русского языка. Нам предстоит работа над изложением. (Слайд 2)
Подготовка к восприятию нового материала.
Цель: создание ситуации успеха, обобщение знаний; умение слушать друг друга.
- Отгадайте загадки.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк)С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака) (Слайд 3)
- В каком произведении вы прочитали о жизни этих животных?
- Кто автор этого произведения? (Слайд 4)
- Что вы знаете о писателе этого произведения? (Слайды 5-8)
(Рассказ учителя по слайдам)
Выставка книг (Слайд 9)
- Рассказ "Белолобый" А.П.Чехов написал в 1895 году. В нем рассказывается о приключениях добродушного и веселого щенка Белолобого, вдруг попавшего из теплого хлева, где он спал вместе с ягнятами, в волчье логово. (Слайд 10)
- А.П.Чехов замечательный писатель, любил и понимал животных.
Он удивительно человечно рассказал о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым.
- Что вы можете рассказать о жизни волков?
Рассказ ученика. (Слайды 11-12)
Жизнь волков.
Волки зимой ведут бродячую жизнь, выходя на поиски добычи в сумерки и по ночам. Очень голодные волки отваживаются нападать на окраины селений (их добычей становятся домашние животные из сараев). Хотя у волков нет постоянного убежища, для вывода детенышей они устраивают логово в труднодоступном месте, но бывали случаи, когда логово находили возле лесной дороги и даже около строений.
У волчицы рождаются 4-6 слепых волчат. Они похожи на лисят. Две недели волчица неотлучно находится при детенышах, согревая их своим телом. В это время волк приносит волчице пищу. До 1,5 месяцев волчица кормит волчат молоком.
- Почему в рассказе Чехова волчица отправилась сама на поиски пищи?
- Чем закончилась охота волчицы?
- Почему волчиха не съела щенка?
Работа над отрывком текста
Цель: развивать умение отвечать на поставленные вопросы, оперировать знаниями в составлении плана, сотрудничать между собой и учителем.
Знакомство с отрывком из рассказа А.П.Чехова "Белолобый". (Слайд 13)
Когда все затихло, волчиха успокоилась и стала замечать, что ее добыча была тяжелее и тверже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята. Пахло иначе и слышались какие-то странные звуки:
Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть. Вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягненок, а щенок. Черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки.
Судя по манерам, это был простой дворняжка. Он облизал свою помятую, раненую спину, замахал хвостом и залаял на волчицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней. Она оглянулась и щелкнула зубами. Белолобый остановился в недоумении. Решив, что это она играет с ним, протянул морду по направлению к зимовью и залился звонким радостным лаем, как бы приглашая мать свою Арапку поиграть с ним и с волчихой.
Составление плана текста.
План:
Добыча.
-Что же затихло? Был шум?
-Что стала замечать волчиха? (2 предложение)
волчиха :., что
:, чем обыкновенно
ягнята
какие-то звуки :
Пересказ части учащимися.
Ноша-щенок.
-Для чего остановилась волчица?
-Что произошло?
-Кого она увидела?
-Как А.П.Чехов описывает щенка?
Рисунок 1. (описание щенка, 4 предложение 2 части)
:, чтобы :
с отвращением
Пересказ части учащимися.
Недоумение.
-Какой породы был щенок?
-Как он себя вел?
-Ответ волчицы.
-Что решил Белолобый?
дворняжка
щёлкнула
к зимовью
Рисунок 2. (7 предложение 3 части)
Пересказ части учащимися.
Пересказ текста.
Цель: формировать умение передачи текста на основе плана, опор.
Учащиеся пересказывают текст с опорой на данный вспомогательный материал.
Опоры слабым. На столах у слабых учащихся - карточки с планом.
План.
Добыча. Всё затихло.
Что стала замечать волчиха?
Ноша-щенок.
Это был не ягнёнок, а щенок.
Для чего остановилась волчиха?
Что произошло?
Кого она увидела?
Опиши щенка.
Недоумение.
По манерам, какой был щенок?
Как он себя повёл?
Поведение волчицы.
К какому решению пришёл Белолобый?
Запись текста.
Самостоятельная работа учащихся с опорой на план, слова-помощники.
Проверка.
Зачитываются работы учащихся.
Рефлексия.
- Ребята, оцените свою работу. (Слайд 14)
- Спасибо за работу на уроке.