Урок по предмету окружающий мир. "Жизнь и деятельность Петра Великого"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ УРОКА: Выявить причины, способствующие Петру I стать Великим.

ЗАДАЧИ:

  • Организовать поисковую деятельность учащихся.
  • Формировать умение сопоставлять найденные факты, находить зависимость между ними.
  • Формировать умение высказывать свое мнение.
  • Учить работать с литературными источниками, выбирать главное.
  • Формировать умение обобщать и делать выводы.

ХОД УРОКА

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.

Сегодня на уроке я приглашаю вас отправиться в прошлое нашей Родины, а точнее – конец XVII – начало XVIII веков. Цель нашего путешествия поможет определить вот эта фотография. (Медный всадник)

– Кому знаком, изображенный здесь памятник? Назовите. Приложение 2 1 слайд

(Памятник поставлен в г. Санкт-Петербург, в честь его основателя Петра I)

– Назовите несколько прилагательных, которыми вы смогли бы охарактеризовать Петра I. (Умный, трудолюбивый, дальновидный, мудрый, великий.) Как вы думаете, почему царь Петр I стал таким человеком, каким его знает весь мир?

(Дети высказывают свои предположения.)

Сегодня я предлагаю вам проверить свои предположения и ответить на вопрос:

Какие причины способствовали Петру I стать Великим? Приложение 2 2 слайд

Цель для детей: узнать новое о Петре I. Понять причины, которые помогли стать Петру Великим.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

… “То академик, то герой, Приложение 2 3 слайд

То мореплаватель, то плотник –

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник” А.С.Пушкин написал о Петре I

Царь Петр I удивительный человек и правитель. Его реформы сыграли в судьбе России огромную роль. Его называли Великим, мудрым, дальновидным.

Одни смеялись над его нецарским поведением, другие уважали и любили его так, что отдавали за него свои жизни, а третьи боялись его, как самого страшного и беспощадного врага. Сегодня вам предстоит расширить свои знания об этом замечательном человеке. Я приглашаю вас в путешествие.

III. ПУТЕШЕСТВИЕ

Станции, на которых вы должны побывать подписаны. В ходе путешествия каждая группа будет вести дневник, в котором вы запишите все новое, что узнаете о Петре I. Дневник вам понадобится для того, чтобы подготовить рассказ о своих открытиях. На каждую станцию вам отводится 5 минут. На столах лежат карточки с вопросами и книги, в которых вы сможете найти ответы.

Отправляемся! (Каждая группа получает “путевой дневник”, в котором записываются основные сведения. Приложение 1).

Карточки с названием станций, перечнем вопросов и рекомендуемые источники разложены на столах.

Петр в детстве.

  1. Каковы были отношения Петра с матерью, а затем своим учителем дьяком (невысокий чин служителя церкви) Никитой Зотовым? (Энциклопедия для детей с.491)  Рассмотрите фотографию Петра в детстве
  2. В каком возрасте Петр I стал царем? (Учебник, с.94, 2 абзац, “Я познаю мир” с.307, второй абзац).
  3. Когда Петр I увлекся кораблями? Что из этого вышло? (“Я познаю мир”, с.312, с.313, 5 абзац со слов “Рано понял…”)

Царь-человек.

  1. Перечислите качества Петра I как человека. Обратите внимание на внешность царя. (“Страницы истории”, с.108, “Чтения об особах Российского императорского дома” с.24)
  2. Прочитайте отрывок из книги “Страницы истории” с.109 со слов “Великий преобразователь…” Согласны ли с тем, что Петр I был жесток? Приведите примеры.

Царь-преобразователь.

  1. Что нового появилось на Руси при Петре I? (Учебник с.95)
  2. Какие награды учредил Петр I? (“Я познаю мир”, с.342 предпоследний абзац, с.344 последний абзац, “Введение в историю” с.56-57 посмотреть).
  3. В каком году Россия стала империей? (Учебник с.96).Подумайте, почему? (Проверьте свои предположения “Я познаю мир”, с.339)

Царь-строитель

  1. Когда начал строиться г.Санкт-Петербург? С чего началось строительство города? (Учебник, с.98, первый абзац)
  2. Какова причина основания города? Что означает фраза “Окно в Европу” (“Все обо всем” с. 365, второй абзац) Какую позицию в дальнейшем занял этот город? (там-же 3 абзац)
  3. Строя новый город, Петр I верил в процветание России, а именно… (“Я познаю мир” с 321, последний абзац).
  4. Почему сложно жилось простому народу при Петре I? (“Введение в историю”, с.54-55)

IV. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ.

1. – Какие факты детства Петра I вас заинтересовали?

– Что позволило Петру иметь в детстве так много увлечений? (Любовь матери, учитель, который не учил царя царским манерам, свобода выбора, деятельная, любознательная натура царя.)

Еще об одном детском увлечении царя расскажет вам Фурсов Даниил.

(Дети прослушивают сообщение “Потешные полки”, задание: внести недостающие записи в путевой дневник.)

Вывод: Огромная любовь матери, удовлетворение любых прихотей сына, отсутствие учителей, насаждающих придворный этикет, скучные науки; деятельная натура Петра; живой интерес, поддерживаемый рассказами Никиты Зотова и книгами по судостроению – вот причины, которые способствовали формированию личности Царя Петра.

2. – Каким человеком предстал перед вами Петр I? Доказательство его трудолюбия представит Сердюков Николай.

(Прослушивание доклада “Рабочий день Петра Великого”).

– Какие черты характера вы осуждаете, почему?

– Сумел бы Петр I стать великим, если не имел бы таких качеств?

(Правителю страны, которая находилась в слабом экономическом положении, в упадке, была необходима жесткая рука, суровый правитель. Таким и стал Петр I.)

Вывод: Петр I личность великая, но противоречивая. Добрый, великодушный, справедливый, но требовательный, порой жестокий.

1. – Эпоха правления Петра знаменита нововведениями и преобразованиями. Предлагаю вам принять участие в аукционе “Преобразования Петра I”. По очереди называем нововведения, чья группа последняя – победители.

(Календарь, картофель, табак, музей, театр, создал регулярную армию, создал флот, построил города, открыл университет, новое платье, брить бороды, обязал учиться дворян, строил фабрики и заводы, организовывал экспедиции для разведки земель, богатых полезными ископаемыми, приказал выводить дочерей и женщин в свет, свадьбы играл по согласию молодых.)

Вывод: Преобразования Петра захватывали различные области: наука, искусство, экономика, вооружение и др.

2. – Одним из самых ярких преобразований Петра было строительство города Санкт – Петербурга. Назовите дату основания.

– Какое значение это событие имело для России? (“Окно в Европу”. Новая столица. Строительство флота.)

О том, как зародился российский флот, расскажет Воложанинов Андрей.

(Дети прослушивают сообщение “Зарождение флота России”, Приложение 2 4 слайд.

задание: внести недостающие записи в путевой дневник.

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию по любимому городу Петра I.

Вывод: Город Санкт-Петербург открыл возможность наладить взаимоотношения со странами Европы, позволил значительно укрепить границы России. Приложение 2 Экскурсия - 5-10 слайды

V. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Наше путешествие подошло к концу. Предлагаю вам, пользуясь вашими путевыми заметками, заполнить лист-вопросник, который поможет вашей группе высказать свое мнение. Ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока.

Лист-вопросник

В ходе путешествия мне открылись:

1. Особенности детских лет Петра I, которые помогли ему стать великим:_________________________________________________________

2. Человеческие качества, которые помогли Петру I превратить Россию в великую державу:_________________________________________________________

3. Наиболее важные преобразования в России, которые помогли ей стать Российской империей: ______________________________________________

Проверяем первый вопрос, с которого мы начали урок. (Заслушивание ответов детей, сопоставление мнений)

ВЫВОД.

Детство, проведенное вдалеке от дворца, учителя, которые не принуждали Петра к изучению царского этикета, а поощряли его любознательную, живую натуру, помогли сформироваться личности Петра.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность Петра всегда вызывала интерес. Писатели создают книги, в которых рассказывают о великих деяниях Царя Петра. Художники картины. В поэме “Медный всадник” А.С.Пушкин, обращаясь к Петру Великому, сравнивая его с Медным всадником, говорит: 1 слайд

“О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?”

Петр I – знаменательная личность в истории нашей Родины. Самоотверженный, честный, нетерпящий подхалимства, имеющий великое трудолюбие, всегда стремящийся к познанию нового. Бесконечно долго можно перечислять его заслуги перед отечеством, его человеческие качества. В заключение нашего урока мне хочется пожелать нам всем хоть чуточку стать похожими на этого великого человека.