Плотность тела

Разделы: Физика


Обучающая цель: познакомить ребят с понятием плотности тела, дать формулировку плотности и записать формулу. Познакомиться с единицами измерения, с особенностями плотности одного и того же тела в разных состояниях, уметь объяснить явления в быту, в жизни с учетом плотности. Научить решать задачи с использованием .

Развивающая цель: углубить знания ребят в области физики, расширить кругозор, развить любознательность детей к явлениям в природе.

Воспитательная цель: воспитывать интерес у детей к физике, к умению применять знания в быту, в жизни, научить объяснять явления, воспитывать внимательность, наблюдательность.

Методы обучения:

  • репродуктивный - (решение задач)
  • частично-поисковый - (сколько в трехлитровой банке молока и меда?)
  • проблемный - (молекулы одинаковые, но почему лед плавает на воде?)

Средства обучения (оборудование, и наглядность): магниты, таблицы - рисунки, тела равного объема и равной массы, стакан с водой и льдом, весы, мензурка, ареометры, учебники, сборники задач, бензин, трехлитровая банка, канистра на 10 литров.

Виды работ: с учебником, с приборами, у доски, словарная работа (плотность), пословицы, загадки, тетрадь, игра и т.д

Межпредметная связь: литература (пословицы, загадки).

Связь с жизнью: сливки наверху молока, бензин и масло на поверхности воды, в воде не тонет лед.

Виды обратной связи: через вопрос-ответ, через работу с таблицами и учебники, через игру, через опыты.

Виды контроля: фронтальный и индивидуальный, опрос через таблицы, вопросы при объяснении.

Групповая работа: игра

Физкультминутка: выход к доске, индивидуальный и фронтальный опрос, выход к столу с приборами.

Доска: дата, домашнее задание и высказывание: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ:

Чтобы тело начало двигаться, что для этого нужно? (действие другого тела)

Для взаимодействия сколько нужно тел (минимум)? (два)

Каждое тело имеет массу, Какой буквой она обозначается ? В каких единицах измеряется Каким прибором находим массу?(m, кг, весы)

Что значит измерить массу? (сравнить с эталоном)

Какой буквой обозначается объем? Каким прибором определяем объем, и в каких единицах измеряем? (V, мензурка, см)

Сколько мл в 1 литре? (1000 мл)

Сколько см в 1 литре? (1000 см)

Из чего состоят все тела? (молекул)

3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.

Проблемный вопрос к классу, показать стакан с водой и льдом.

Почему лед на верху, он же твердый? (он легче)

Что значит легче? (мало там молекул, между молекулами льда пространства больше, чем между молекулами воды)

Вот два цилиндра, две пластинки одинокого объема. Чем они отличаются друг от друга, если держать их в руке ? (дать в руки детям).Ответ:массой

Итак почему один цилиндр тяжелее другого, чего в одном больше, чем в другом? (больше молекул по количеству).

Если молекул больше, то как они должны лежать между собой? (очень близко).

Значит плотно? (Да)

Учитель пишет на доске в 1 м железа содержится 7800 кг,а в1 м свинца -13000 кг

Вопрос :Где лежат молекулы плотнее? (в свинце).

Величина, показывающая как плотно, лежат молекулы в теле, называется плотностью.

А сейчас записываем тему урока "Плотность". (Словарное слово)

Учитель читает загадку: В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед). А затем пословицы: Масло в воде всегда наверх всплывает(русская пословица). Сливки на дно не садятся.(удмуртская) .

Теперь решим задачку: (решает ученик у доски)

Если льдина имеет массу 7200кг и занимает объем 8м. Сколько же кг льда в 1 м?

Дано:

m=7200кг ==900 это и есть плотность льда

v=8м

Ответ: m(кг) в 1 м=900

m(кг) в 1 м=?

Плотность обозначается буквой (ро); итак ,

Единица измерения ; Выразим 7800 в ;

7800=7,8 что означает данная цифра ?

Открываем страницу 50 учебника и находим таблицу плотностей, сравним плотности пара, воды, и льда. Почему плотности разные, что это показывает?

Вывод: Плотность одного и того же тела в разных состояниях разная (запись в тетрадь)

Вывешивается плакат -- треугольник с формулой плотности.

1. А теперь вновь обратимся к учебнику страница 50, таблица 2,3,4 и ответим на вопросы: 1.почему лед не тонет в воде?

2. Можно ли затушить водой горящий бензин?

3. Где будет плавать жир в кастрюле?

Знакомство с прибором, определяющим плотность жидкости - это ареометр.

4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Итак, с какой физической величиной мы познакомились?

Рассмотрим таблички - плакаты на доске и ответим на вопросы.

Выполним упражнение №7 (1,2,3)

Определим массу меда в трехлитровой банке (у доски ученик).

Определим массу бензина в десятилитровой канистре (у доски ученик).

5. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

21, упражнение 7 (4,5) (комментирование)

Раздать каждому листочки с заданиями "Очень интересно. Домашние опыты"

6. Выставление и комментирование оценок за урок.

Приложение.