Цели урока:
- расширить представления учащихся о видах информационных моделей;
- сформировать представление о графах как наглядном средстве представления структуры и состава системы;
- активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
- повышать интерес учащихся к предмету.
Задачи урока:
- обучающие - усвоение новых знаний учащихся; закрепление практических умений создания в текстовом редакторе многоуровневых списков;
- развивающие - развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах;
- воспитательные - воспитание уважения к мнению другого, умения вести диалог, находчивости, ответственности за свою работу в коллективе.
Тип урока: урок сообщения и усвоения нового учебного материала.
Технология: проблемное обучение, игровая технология, обучение в сотрудничестве.
Оборудование:
- компьютеры, документ-камера, мультимедийный проектор, экран;
- презентация "Информационные модели на графах";
- текстовый файл "Карточки", "Практикум", "Игра".
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих, наличия учебных принадлежностей на партах.
Проверка усвоения изученного материала, актуализация знаний. Фронтальный опрос:
- приведите примеры схем, представляющих внешний вид объекта, его структуру
- в каких сферах нельзя обойтись без карт? Где применяют чертежи?
- какие условные обозначения применяются на блок-схемах?
- всякая ли схема может претендовать на полноту представления информации об объекте?
Подготовка к восприятию нового материала: мотивация, целепологание.
На экране демонстрируем 5 карточек. (Приложение 1)
Вопрос: что объединяет эти карточки? (Ответ: это виды смешанных моделей).
Вопрос: какую карточку можно добавить к данному набору? (Ответ: граф, как вид смешанной модели).
Формулируем тему урока и подводим учащихся к самостоятельной постановки цели занятия.
Изучение новой темы. Первичное закрепление (Приложение 2 - слайды №1-7)
Основные понятия: граф, вершина, дуга, ребро, путь, цепь, цикл, сеть.
Гимнастика для глаз (слайды № 8-13)
Осмысление и закрепление материала.
Игра "Выигрышная стратегия"
Класс делится на три группы по 3-4 человека. Первая и вторая группа - путешественники. Третья - эксперты (из числа более сильных обучающихся). Каждой группе выдается карта-граф (проецируем на экран)
1 этап игры. Коллективно обсуждаем вопросы: укажите на графе дуги и ребра. Чем они отличаются?
- Является ли данный граф взвешенным? Докажите?
- Какой город на карте можно назвать лишним? Почему?
Игровой момент "Да-нет"
- У графа 8 вершин.
- Следующей вершиной после Лондона - Париж.
- Вена следующая вершина за Берлином.
2 этап игры. Формулируется проблема (Приложение 3). Время поиска решения - 10 минут.
1 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).
2 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).
3 этап игры. Представитель группы докладывает о результатах работы, раскрывая логическую цепочку: проблема - гипотеза - доказательство
4 этап игры. Экспертная группа оценивает работу группы по критериям:
точность формулировок, полнота ответа, нестандартность способа решения, сплоченность группы в поиске решения.
Компьютерный практикум. Индивидуальная работа: создайте информационную модель в виде многоуровневого списка, используя информацию графа (Приложение 4).
Подведение итогов: выставление отметок, рефлексия:
- какая информация урока на ваш взгляд полезна?
- наиболее интересный момент урока?
- выполняя задания урока, какие знания других предметов вам пригодились?
- на какие вопросы при домашней подготовке вы обратите внимание в первую очередь?
Домашнее задание:
Обязательное задание: учебник стр. 101-104. Рабочая тетрадь стр. 78 № 60, 61.
Творческое задание: создайте информационную модель в виде графа одной из любимых вами сказок (учебник стр.104).