Цели:
- формировать учебную компетентность, т.е. продолжить формирование понятий "вещество", "твёрдое тело", ознакомить учащихся с свойствами твёрдых тел и закрепить знания изученного материала;
- формировать предметную компетентность, т.е. развивать интерес учащихся к физике, информационно - коммуникативным технологиям на примере изучения данной темы; способствовать формированию у учащихся естественно - научной картины мира.
- продолжить работу по формированию информационно-коммуникативной компетентности, т.е. работу по формированию навыков работы с новыми средствами обучения;
- формировать способность к творческому выполнению практической деятельности.
Оборудование урока: проектор, ПК, презентация "Твёрдые тела" (Приложение №1), наборы - коллекции минералов и металлов, изделия из различных металлов, кристаллы, выращенные учащимися к конференции.
Подготовка к мероприятию: перед учащимися старших классов за месяц до проведения мероприятия ставиться проблемный вопрос: "Какие виды твёрдых тел использует человек в своей практике?". Участникам конференции предлагается изучить данный вопрос и представить результаты своей работы над вопросом в виде презентаций и докладов. В ходе подготовки к конференции идет консультационная работа с учителем.
План конференции "Твёрдые тела".
- Твёрдые тела, их классификация
- Истинные кристаллы.
- Симметрия кристаллов.
- Жидкие кристаллы
- Конструкционные материалы.
- Композиционные материалы.
- Фуллерены.
Ход конференции
Первые два вопроса освещает учитель (Приложение №2). Рассказ учителя и всех остальных выступающих сопровождается демонстрацией слайдов презентации.
После рассказа учителя учащимся предлагается рассмотреть коллекцию минералов и, используя лупу, рассмотреть структуру минералов. Учащиеся отвечают на вопросы: какие из минералов являются поликристаллами? Как вы узнали это? На какие группы делятся твердые тела?
Что такое монокристалл? Что характерно для монокристаллов?
Учитель: чем же вызвана внешняя красота кристаллов? Оказывается это связано с внутренним строением кристаллов. Об этом нам рассказывает ученик 1.
Выступление учащегося с докладом на тему "Симметрия кристаллов" (Приложение №3).
Учащиеся отвечают на вопросы: что понимают под элементарной ячейкой кристаллов? Что такое период элементарной ячейки? Как вы понимаете выражения "ближний" и "дальний" порядок? Далее учащиеся выполняют задание: исследуйте прочность бумаги на разрыв в различных направлениях. Одинаково ли легко разорвать бумагу в разных направлениях? Как вы думаете: с чем это связано? Какое отличительное свойство твердых тел проявляет себя в этом случае? (Анизотропия).
Учитель: Среди кристаллов выделяют особую группу - жидкие кристаллы, которые используются всё чаще. Это и дисплеи часов и фотоаппаратов, и мониторы ПК, и телевизоры и так далее. Выступает ученик 2 с докладом "Жидкие кристаллы" (приложение №4).
Учитель: Твёрдые тела - это не только истинные кристаллы, но и конструкционные, композиционные материалы, фуллерены. Конструкционные материалы человек использует с незапамятных времён. Что такое конструкционные материалы и как они используются нам расскажет ученик 3 (приложение №5).
Выступление сопровождается также демонстрацией коллекции металлов и различных изделий из них.
Учитель: какие ещё примеры использования конструкционных материалов вы можете привести?
Учитель: Всё большее распространение получают композиты - материалы с заданными свойствами. Об этом выступление ученика 4 (Приложение № 6).
Учитель: сегодня мы всё чаще слышим о различных материалах, созданных благодаря нанотехнологиям. Учёные говорят о них как о технологиях настоящего и ближайшего будущего. Государства создают программы развития нанотехнологий, выделяют средства на развитие нанотехнологий, т.е. настоящий бум вокруг нанотехнологий. В основе же - фуллерены. Рассказывает ученик 5 (приложение №:7).
Учитель подводит итоги урока конференции.
Рекомендуемая литература.
- Шафрановский И.И. Симметрия в природе, М., "Недра", 1985.
- Современная физика школьникам, сборник статей, М., "Просвещение", 1986.
- Энциклопедия для школьников "Химия", М., "Аванта +", 2005.
- Энциклопедия для школьников "Техника", М., "Аванта +", 2004.