Урок математики "Обобщение и закрепление знания табличного умножения и деления до 5"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить и закрепить знание табличного умножения до 5.

Задачи:

  • Образовательные - проверить и закрепить знание таблицы умножения до 5 и соответствующие случаи деления, формировать умение составлять из данных выражений равенства и неравенства, закреплять знания правил о порядке выполнения действий, совершенствовать умение решать составные задачи, закреплять умение решать выражения на различные арифметические действия, примеры в столбик, формировать умение пользоваться математическими терминами.
  • Воспитательные - воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки в коллективной и групповой работе, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе, чувство отношения к своему труду и к труду другого человека.
  • Развивающие - развивать мышление, его логику и скорость, сообразительность, культуру речи, память, развивать умение делать логические выводы, расширять общий кругозор.

Оборудование: Карточки с заданиями, учебники, опоры, наглядный демонстрационный материал, мяч, цветные мелки.

Форма обучение: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Ход урока Примечание
Оргмомент (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Начнем урок математики. Проверьте свои рабочие места. Итак, все готовы? Наш сегодняшний урок математики необычный.

Мы лес за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Но, чтобы лес скорее достичь,

Должны мы подняться по лесенке ввысь.

Устный счет (7 мин.)

Лесенка эта математическая. Мы с вами изучили таблицу умножения на 2, 3, 4, 5 и соответствующие случаи деления. На каждой ступеньке дан пример на умножение или деление. Вы должны, начав с самого нижнего примера, добраться до верхней ступеньки. Каждый человек решает один пример. Тот ряд, который правильно и быстро решит все примеры - победитель. А этот медвежонок, ждущий вас на самом верху, даст вам задание, решив которое вы сможете попасть в наш сказочный лес.

Итак, начали. Время 1-2 мин.

16:2

5*9

30:3

4*8

20:4

3*7

5*2

- Молодцы, но это еще не все. Медвежонок пропустит нас в лес при условии, если мы выполним его задание. Составьте из данных выражений одно верное неравенство и верное равенство. (У доски 2 человека, время - 1 мин.)

Например:

Первый ученик

3*7>20:4

5*2=30:3

Второй ученик

4*8>16:2

30:3=5*2

- Итак, все готовы. Поменяйтесь тетрадями. Проверим ребят, работавших у доски и параллельно своего соседа.

Верно ли составлены неравенства и равенства у первого:? (Дети условными знаками показывают верно, или нет).

Верно ли составлены неравенства и равенства у второго:? (Дети условными знаками показывают верно, или нет).

- Может, у кого-то другое верное равенство. (Нет).

- Хорошо, а есть ли у кого-нибудь другие верные неравенства? (2-3 ученика).

За проделанную работу поставьте себе +, +-, -.

Итоги: сколько +, +-, -.

- Все мы постарались, хорошо поработали, ответили на все вопросы, преодолели все препятствия.

Ну, вот и попали мы в сказочный лес,

Лес этот полон прекрасных чудес.

- А это что такое? Да здесь что-то написано. Давайте вместе прочитаем. "Лесная школа".

Здесь звери умеют не только играть,
Они тоже умными все хотят стать,
И учит зверушек сестрица-лиса,
Сестрица-лиса - всего леса краса.

III. Проверка домашнего задания (6 мин.).

- Если присмотреться, то увидим, что лисичка держит такой же значок, что и у нас. Вы догадались, что делают звери? (Проверяют домашнее задание).

Давайте, и мы проверим домашнее задание.

а) Назовите выражение, значение которого можно разделить на 10 (25:5+15=20)

б) Назовите выражение, значение которого состоит из 4 десятков и 8 единиц (3*8+24=48)

в) Назовите выражение, значением которого является наибольшее однозначное число (18:3+3=9)

г) Назовите выражение, значением которого является четное однозначное число (12-36:9=8)

д) Назовите выражение, значение которого на 1 меньше 40 (48-18:2=39)

е) Назовите выражение, значение которого если разделить на 3 получится 4 (22-30:3=12)

ж) Назовите выражение, значение которого если умножить на 6, то получится 30 (30-25*1=5)

- Замечательно. А сейчас проверим задачу.

I в.

Было - ?

Взлетело - 8 пар с.

Осталось - 24 с.

1) 2*8=16 (с) - взлетело.

2) 16+24=40 (с) - было.

Ответ: 40 самолетов.

II в.

Взлетело - 8 с.

Осталось - 24 с.

Было - ?

8+24=32 (с) - было

Ответ: 32 самолета.

III в.

Взлетело - 8 пар с.

Было - 24 с.

Осталось - ?

1) 8*2=16 (с) - взлетело

2) 24-16=8 (с) - осталось

Ответ: осталось 8 самолетов.

- Каким вариантом вы воспользовались: I, II, III? Покажите на пальчиках. (Iвар.)

Умницы, значит, вы верно поняли условие. Что значит 8 пар самолетов? Что значит "пара"?

(Пара - это 2. 8 пар - 8 раз по 2, или по 2 взяли 8 раз, то есть 2*8, а не 8*2, как в III вар.)

- С задачей справились - хорошо. Ой, а это кто? (Ёж).

IV. Обобщение и закрепление изученного материала (28-30 мин.)

а) Задача - 7 мин.

А вот и ёж, сидит, молчит,

Он думает, смекает,

А как решить задачу - он не знает,

Думает, думает - уже невмочь, может, нам ему помочь?

Поможем? (Да).

- Какую же задачу он не может решить? У него в учебнике открыта стр. 93, задача № 9. Откроем учебники, громко прочтем задачу:

(Ученик читает).

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, сколько лет живет сорока? (27 лет).

- А ласточка? (в 3 раза меньше, чем сорока).

- Ворона (на 40 лет больше, чем ласточка).

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько лет живет ворона?)

- Сможем сразу на него ответить? (Нет). Почему? (Потому что не знаем, сколько лет живет ласточка).

- А можем узнать, сколько лет живет ласточка? (Да).

- Каким действием можно узнать, если она живет в 3 раза меньше? (Делением).

- А каким действием можно узнать, сколько живет ворона, если она живет на 40 лет больше, чем ласточка? (Сложением).

- Во сколько действий решается задача? (В 2 действия).

- Кто может решить самостоятельно? Решайте. Записываем только решение, пояснение, ответ. У доски работает: Работаем самостоятельно. Время 2-3 мин.

(С теми детьми, которые решили первыми, - игра с мячом на знание таблицы до 10).

- Решили. Поменяйтесь тетрадями. А сейчас посмотрите на доску и скажите, правильно ли: решил задачу.

Поставьте своему соседу +, +- или -. (Итоги, сколько, +, +-, -).

- Итак, кто из птиц живет дольше всех. Кто - меньше всех? (Дольше всех живет ворона - 49 лет, меньше всех - ласточка - 9 лет).

- Помогли мы ежику решить задачу? Молодцы, хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. Вспомним еще одного зверька.

Физминутка (2 мин.)

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять -
Хочет хомка сильным стать.

Упражнение для глаз: Пол, потолок, стена, окно.

б) Ритмический счет - 2 мин.

- Замечательно. А сейчас повторим таблицу умножения: 1 ряд - на 2, 2 ряд - на 3, 3 ряд - на 4, все вместе - на 5.

(Хлопаем в ладоши).

1 р. - 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20

2 р. - 3,6,9,12,15,18,21,24,27,30

3 р. - 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40

вместе - 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50.

- Умницы! Хорошо работаете и уже все запомнили случаи умножения на 2, 3, 4, 5. Сейчас на дворе зима. Какой самый веселый зимний праздник? (Новый год).

Новый год, Новый год!
Он веселье нам несет,
И зверятам тоже.
Елку нарядить поможем? (Да)

в) Примеры на 4 различные арифметические действия (7 мин.)

- Я буду читать задачи, а вы записывайте только решение и скобки. Но необходимо быть очень внимательными, чем больше правильных ответов, тем больше игрушек мы повесим, тем наряднее будет наша елочка. За каждый правильный ответ - 2 игрушки. У доски работают 2 человека:

1) На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли:
40 желтеньких маслят,
8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички -
Очень милые сестрички.
Вы ребята не молчите,
Сколько всех грибов - скажите. (40+8+3=51 - Сложение)

2) Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по 2 штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех - пересчитайте". (2*3=6 - Умножение)

3) Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им назавтра мама-белка
9 шишек принесла,
Разделила на троих.
Сколько каждому из них? (9:3=3 - Деление)

4) Ежик по грибы пошел
40 рыжиков нашел.
23 сложил в корзинку, Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (40-23=17 - Вычитание)

- Проверим ребят, которые работали у доски. (Дети условными знаками показывают, верно или нет).

Проверьте себя, поставьте +, +-, или -. (Итоги, сколько +, +-, -).

Мы нарядили елочку. Посмотрите, какой она стала красивой, благодаря вашим знаниям.

- А это что такое? (Дом)

- Кто в нем живет? (Зайчата).

Зайчатам поможем окна, двери закрыть,

Чтобы снежок их не мог намочить.

Для этого надо примеры решить.

г) Примеры в столбик - 5 мин.

52-18=34 (Н), 30-21=9 (К), 25+48=73 (Е), 60-33=27 (О), 38+54=92 (Ц). (Дети самостоятельно решают).

(С теми детьми, которые решили первыми - игра с мячом на знание таблицы до 10).

- Решили, а теперь запишите полученные результаты в строчку по возрастанию через клетку, вместе с соответствующими буквами. У доски работает:

9 27 34 73 92

К О Н Е Ц

Проверьте себя. Какое слово у вас получилось? (Конец).

- Вот и кончается время нашего похода в лес. Пора возвращаться в класс.

А чтобы класса быстрее достичь,
Должны мы спуститься
По лестнице вниз.

д) "Математическая лесенка" - 5 мин.

- Итак, начали. Время - 2 мин.

16:2

18:3

5*10

7*2

28:4

4*6

5*3

- Очень хорошо все поработали. Понравился вам поход?

- С кем вы встретились?

- Чему учились на уроке?

- Что повторили?

- Поход в лес был не только интересным, но и полезным, так как мы встретились с разными зверушками, помогали им выполнять различные задания. Сами учились лучше считать, смекать, отгадывать.

V. Домашнее задание

- А сейчас запишем домашнее задание.

Страница - это такое число, к которому прибавив 7 - получим 100. (93 с.)

Номер вы узнаете, если скажете, сколько будет 30:6 (№ 5).

Второй номер вы узнаете, если скажете, сколько будет 14:2 (№ 7).

VI. Итоги (1 мин.)

- Сегодня вы отлично поработали. Посмотрите на свою сегодняшнюю работу. У кого три плюса? Можете поставить себе в тетради оценку "5" (на полях). У кого два + и один -, или один + и два +-? За работу в тетради поставьте себе оценку "4" (на полях). У кого один + и 2 -, или три +-, или два +- и один -, поставьте себе за работу оценку "3". Двоек нет.

Также сегодня на уроке замечательно работали и показали свои знания: (Индивидуальное оценивание).

- У нас еще осталось немного времени, и мы покажем наши знания по таблице умножения на 10. (Игра с мячом).

(Звонок).

- Урок окончен. Все хорошо поработали. Спасибо за урок.

Доска закрыта. На обратной стороне доски математическая лесенка для устного счета.

Через 1-2 мин. учитель собирает карточки и быстро сверяет с правильными ответами, называет победителя.

Работа у доски. Дети объясняют, используя термины.

Взаимопроверка.

Возможно только одно верное равенство.

Учитель стирает с доски.

Открывается доска.

 

 

 

У лисички значок H

- проверка д/з.

 

 

 

Обязательное использование терминов, условные знаки - верно или нет.

 

 

 

 

Варианты задачи заранее записаны на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику.

Разбор задачи с опорой на иллюстрацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски (с обратной стороны).

Фронтальная проверка, взаимопроверка, взаимооценка.

Межпредметная связь.

 

 

Игровой момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель ставит на стол маленькую новогоднюю елочку и игрушки, сделанные на уроках труда самими детьми (воспитательный момент)

Работа у доски

2 игрушки.

 

 

 

 

 

 

2 игрушки.

 

 

 

2 игрушки

 

 

 

2 игрушки

 

 

Фронтальная проверка, самопроверка, самооценка.

 

 

 

 

 

 

Примеры заранее написаны на доске.

Перспектива. Индивидуальный подход.

 

 

Самопроверка.

 

 

 

Учитель раздает карточки. Через 2 мин. учитель собирает карточки и быстро сверяет с правильными ответами. Называет победителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель заранее записывает д/з на доске.