Форма проведения: классный час-размышление.
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
- Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.
- Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
- Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.
Основные понятия:
- добро и зло
- доброта
- милосердие
Методы обучения:
- Беседа
- Упражнения
- Работа в группах.
1. Психологическая разминка
Социальный педагог: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.
Приложение 1. Слайд 1
Социальный педагог: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей.
Социальный педагог: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.
Приложение 1. Слайд 2.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое добро и зло?
- Добро и зло в нашей жизни
- Человек и обстоятельства
- Милосердие
Ответы детей.
2. Работа с понятиями
Социальный педагог: Как вы понимаете значение слов "добро и зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро – это…»
«Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Милосердие – это…»
Одна пара работает по словарю Даля.
Приложение 1. Слайд 3
Социальный педагог: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).
Приложение 1. Слайд 4
– Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.
3. Инсценировка
Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все
это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец
своим странным советом?
Социальный педагог: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.
Социальный педагог: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.
Приложение 1. Слайд 5.
Социальный педагог: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.
Социальный педагог: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей.
Социальный педагог: Значит, друзья
мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с
другом. Добро в первую очередь связано с умением
радоваться и сострадать, сочувствовать,
сопереживать, откликаться на чувства других и
держать свою душу открытой.Добро – это всё то,
что морально ценно, что способствует
благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика
человека, включающая такие свойства, благодаря
которым он способен творить добро. К таким
свойствам относятся отзывчивость, внимание к
людям, щедрость, готовность поступиться своими
интересами ради других, способность к
самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид
доброты — милосердие. Это милость сердца,
жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно
свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это
признак духовной зрелости личности. И слёзы
сочувствия к другому человеку — святые слёзы.
Они означают наличие у человека души и сердца.
Ребята, а кто из вас может сказать, что он по
настоящему добрый человек? Ответы
детей.
Социальный педагог: Помните, мы
проводили с вами анкету, где я просила назвать
самого доброго человека в классе? Посмотрите,
пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала
вашим учителям и получила ответ… (мнения
совпали, не совпали)
4. Изучение основной проблемы
У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:
- Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
- Можно ли принудить человека быть добрым?
- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.
Ответы детей.
Социальный педагог: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.
Социальный педагог: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.
Приложение 1. Слайды 6-13
Социальный педагог: Зло и добро живут в нашем мире.
Антитеза
Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)
- Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм)
- Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
- Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.
- Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.
- Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
- Добро – когда миром правит любовь!
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.
Социальный педагог: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.
Социальный педагог: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.
Социальный педагог: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.
– Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?
Социальный педагог: Делайте людям
добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите,
уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы,
приготовленные вашими одноклассниками.
5. Рассказ первый
«Закрыть амбразуру»
Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.
Социальный педагог: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.
– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.
Рассказ второй
«Подвиг в мирное время»
Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и
краем кузова расплющила подвешенный к
металлической стойке бронированный кабель.
Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по
кабелю к трансформатору. Через несколько секунд
она доберётся до камеры и… произойдёт
непоправимое… Трансформатор взорвётся.
Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку
влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под
напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там
6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам
лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям
назло…»)
Социальный педагог: Спасибо. У меня к вам вопросы:
– Что заставило Сергея, рискуя жизнью,
отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила
человека относится к физической как три к
одному»? Ответы детей.
Социальный педагог: Упражнения-тренинги
Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость,злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости — страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?
6. Упражнения «Выпустите пар», «Рычите»
Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.
Упражнение «Объясните»
Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»
1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не
замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что,
поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на
самом деле правильно и мне действительно нужно
избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен
помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее,
старше, моложе, здоровее, выдержаннее).
К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни — увеличивать добро в мире».
Приложение 1. Слайд 13
Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.
Мысли мудрых
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».
Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.(Гёте)
Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был(Р. Гамзатов)
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам
так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта
заключается в благожелательном отношении к
людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в
человеке, надо иметь некоторую долю этого
качества и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей,
тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта – вот качество,
которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе,
это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький: «Как хорошо отнестись к
человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует
себя счастливым.
Народные пословицы:
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»,
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо
помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто
добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом
и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не
верши, чтобы тебя не погубилозло».
Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.
Социальный педагог: На этой доброй
ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие
впечатления остались у вас после сегодняшней
беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас
что-нибудь изменилось после сегодняшнего
классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся
за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг
другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.
Литература:
1. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б.
Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное
формирование личности школьника в коллективе. –
М., 1987г.
3. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические
категории. М., 1975
4. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка.
5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра:
Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6. Макаренко А.С. Воля, мужество,
целеустремленность. – М., 1987г.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические
сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова,
Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995
www.dorogadomoj.com
www.fun-funny.ru
www.pravbeseda.ru
www.wisdoms.ru
www.aphorism.ru