Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы в начальной школе по внеклассной работе

Разделы: Начальная школа


Цель: воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну-победительницу, за тех солдат, что победили в этой страшной войне, за русских людей на примерах военных песен.

Оборудование: слайдовая презентация, техника для прослушивания: караоке военных песен (или аккордеон), запись голоса Левитана, воздушной тревоги, костюмы для ведущих (танкист, автоматчик, медсестра, почтальон, моряк, лётчик), письма-треугольнички и бумага для них, чёрный хлеб (по ломтику на каждого ребёнка-125грамм)

Музыкальные и видео фрагменты использованные в презентации:

  • главный праздник.wmv
  • zhuravli.mp3
  • vd.mp3 (День Победы – Лещинко)
  • svyacshen-voina.mp3
  • PAMYAT.wmv
  • minutamo.mp3
  • 033.mp3 (пикирование подбитого самолёта)
  • 031.mp3 (стреляют гаубицы)
  • Файлы для скачивания размещены на сайте школы school23.my1.ru (в разделе “Наши мероприятия”)

Приложение 1

Ход праздника

Занавес закрыт. За сценой ученик читает отрывок из “Реквиема” Р. Рождественского.
Слышится звук метронома.

Помните!
Через века,
            через года –
Помните!

О тех,
        кто уже не придет
                                никогда –
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
                                                Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, –
                                    помните!
Какою ценой завоевано счастье, –
                                            Пожалуйста,
                                                        Помните!
Через века, через года –
                                   помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
                                                    помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны
Памяти павших будьте достойны!
                                                Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!

Звучит мелодия “Рио-Рита”.
На танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди (три пары), они тихо беседуют, смеются.
На лицах – выражение безмятежной радости, в глазах – счастливый блеск.
Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками.
Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов.
Все разбегаются.

Ученик:

– Отчего это воздух тревогой объят?
– Отчего вдруг замолкли все птицы?
– Отчего так испуганы лица?

Звучит песня В. Лебедева-Кумача “Священная война”

Война! – крикнул кто-то.
– Война это, товарищи, война!

Звук разрыва бомбы слышится.
Голос Левитана о начале войны.

Сценка

1-й ученик:

Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в 4 часа...

2 ученик:

Только вдруг сорок первый ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

(Ученики надевают пилотки и ремни.)

3 ученик:

Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так начиналась война.

4 ученик:

Мальчишки, мальчишки,
Вы первыми ринулись в бой!
Мальчишки, мальчишки,

Все (хором): Страну заслонили собой!

5 ученик:

Мальчишки, мальчишки,
Вы завтра уходите в бой.
Мальчишки, мальчишки,

Все (хором): Вернитесь живыми домой!

1 ученик:

Глядит на них Родина, очи суровы:
– Откуда вы, кто вы? На что вы готовы?
В ответ поднимались отважные руки:

Все: (взялись за руки и подняли вверх):

Готовы на битвы, на годы разлуки,
Готовы на радость победных огней,
На голод, на холод могильных камней,
Готовы на все ради завтрашних дней!

Инсценировка.

Дети размещаются по всему залу (танкист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик).

Танкист:

Алло, Юпитер!? Я – Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (Девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).

Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
“Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!” –
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

Моряк (смотрит в бинокль):

На горизонте самолет,
По курсу – полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!

Летчики (над картой):

Пехота – здесь, а танки – тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.

Автоматчик:

Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.

Ведущий 1: 4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. Миллионы погибших советских людей. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча км/час, миллионы тонн сырья…

Ведущий 2: Но – 26 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое… Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

Ведущий 1: Более 26 миллионов могил на две с половиной тысячи километров. Это значит, 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые два метра земли.

Ведущий 2: Более 26 миллионов на 1418 дней – это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час. 10 человек каждую минуту.

Ведущий 1: Мысли о доме, о родных и любимых и хорошая песня согревали солдат после боя, давали им силы.

Ученик 1:

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
Нынче у нас передышка, завтра вернёмся к боям.
Что же твой голос не слышен, друг наш, походный баян?
После боя сердце просит музыки вдвойне.

Выступление третьих классов с инсценированными песнями “Синий платочек” и “Катюша”

Ученик 1:

Вспомним, братцы, как бывало.
Годы, когда шла война.
Нас кормила, обувала
Вся родимая страна.

Ученик 2:

Шли из тыла к нам посылки:
Варежки, детей картинки,
И кисеты, и махра –
Было словно как вчера.
И сегодня в батальон
К нам пробился почтальон.

Почтальон:

Я пришла, ведь в дни войны
Письмам не было цены.
По пути попал в бомбежку –
Поцарапало немножко.
Через минные поля
Пролегла тропа моя –
На подходе в этот зал
Угодил под минный шквал.
По-пластунски и бегом,
На машине и пешком
Миновал немало гроз,
Но дошел и все принес.
Дисциплиною силен,
Я – военный почтальон.
Почту, дорогой, встречай,
Подарки тыла получай!

Ведущий 1. Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались “треугольниками”: они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали “треугольнички” от родных и близких в каждом доме, каждой семье!

Ведущий 2:

Даже в самом пекле, в кромешном аду битвы наши бойцы жили
Небольшими человеческими радостями: писали письма,
Вспоминая о родных и близких, урывками спали и мечтали.

Ученик 1:

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.
На страницах застыли года.
Двадцать два ему будет всегда.

Боец:

Я шлю тебе письмо из сорок пятого,
Взгляни на снимок, сверстник дорогой.
На нём я вместе с нашими ребятами
Ты посмотри, какой я молодой
“Мама, я здоров и живой...”
А наутро последний бой.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить

Раздать детям бумагу, показать, как делаются треугольники.

Она звучит, не умирая,
От дедов перейдя к юнцам,
Простая песня фронтовая,
Нам согревавшая сердца.
Она всегда тревожит душу
И с ней мы новой встречи ждем.
Давай споем, эй, запевала,
Про отчий дом, про нежный взгляд.

Выступление 3-х классов с инсценированной песней “Три танкиста” и “Огонёк”

Ученик 2: Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – легендарная “Дорога жизни”.

Ученик 1: На ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.

Ученик 2: Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину .Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так – более полугода.

Раздать некоторым зрителям ломтики черного хлеба, соответствующие пайковой норме, постараться съесть этот хлеб в тишине.

Ведущая (по необходимости): В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. После того как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Дорога Жизни шла по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался и машины тонули, бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили из осаждённого города обессиленных, измученных людей. Правда, не всех удавалось спасти даже на Большой земле. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8–11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину .Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так – более полугода.

Ученик 1:

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

Выступление 4 классов с инсценированными песнями: “Эх, путь дорожка..” и “В землянке”

4-й чтец:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания)

Ученик 2:

Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю
Но то, что мир наш хочет тишины
Сегодня очень ясно понимаю.

Ученик 1:

Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки
На Вашу долю все это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки

Ученик 2:

Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет
И за поля цветущие ромашек.

Ученик 1:

Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Я знаю от папы, я знаю от деда –
9 мая пришла к нам Победа
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным стал.

Чтец 2

То утро стало знаменитым –
По всей планете весть пошла:
Фашисты подлые разбиты!
Советской армии хвала!

Чтец 3

Пусть гремит салют победы
Этим светом мир согрет.
Поздравляем наших прадедов!
Дню Победы многих лет!

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Во имя Отчизны –

Дети (хором) – Победа во имя живущих!
Дети (хором) – Победа во имя грядущих –
Дети (хором) – Победа!

Все классы, стоя, поют песню “День Победы”.