Словарь – это вселенная, расположенная
в алфавитном порядке. Анатоль Франс |
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Ещё Константин Ушинский говорил о том, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”. Действительно, умение пользоваться толковым словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач.
На наш взгляд, целесообразно проводить работу со словарями не фрагментарно, исходя из конкретных целей и задач урока, а систематически, с первого по четвёртый класс. Чаще всего работа со словарями сводится к тому, что учащиеся прибегают к помощи только толкового словаря, однако, по нашему мнению, даже в начальных классах полезным окажется знакомство учащихся со словарями разных видов: фразеологическими, синонимов, ударений, иностранных слов, этимологическими, энциклопедическими. Желательно, чтобы словари постоянно находились в классной комнате и дети могли свободно пользоваться ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
В 1-м классе, на наш взгляд, на первом этапе работы над данной темой важно научить детей правильно и быстро расставлять слова в алфавитном порядке. Для этого могут быть использованы следующие формы и приёмы работы:
Паровоз
Методическое обеспечение приёма: учащимся предложена группа слов-“вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый “вагончик”
Шифровальщики
Методическое обеспечение приёма: учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.
Как только ученики научатся бегло читать, а также познакомятся с темой “Ударение”, целесообразно начать работу над стендом “В мире слов”, который может содержать следующие рубрики:
- Значение слова (даётся толкование слова и иллюстрация его значения, выполненная детьми)
- Слова-родственники (совместно придумываются однокоренные слова)
- Присмотрись к слову! (даются наиболее употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом)
- Произноси слова правильно! (нормы правильного произношения, ударение)
- Когда так говорят? (конверты-кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок, стихотворений с данным словом)
По мере того, как дети знакомятся с новыми словарями, рубрики могут быть заменены или расширены. Например, после знакомства с этимологическими словарями и словарями иностранных слов возможно появление рубрики “К истокам слова”, а после знакомства с энциклопедическим словарём – “Невероятно, но факт!”
На данном этапе работы дети уже могут познакомиться со словарём ударений, выставленному в классе, что не только поможет развитию правильной речи, но и подготовке к работе над темой “Правописание безударных гласных”.
На втором году обучения продолжается работа со словарями ударений, а также происходит знакомство с орфографическими словарями. Для этого могут быть использованы следующие формы и приёмы работы:
“Вставь букву”
Методическое обеспечение приёма: используя словарь, учащиеся вставляют пропущенные буквы в данных словах.
“Магазин трудных слов”
Методическое обеспечение приёма: учащиеся делятся на две группы, “продавцов” и “покупателей”, первая группа выбирает из словаря слова на определённую тему (“Овощи”, “Фрукты” и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарём, вставляет нужные буквы.
В 3 классе особого внимания заслуживает обращение к происхождению слова, его этимологии. Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Осознание происхождения слова требует от учащихся определённых языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. В качестве примера представляем краткий конспект открытого урока русского языка, представленного на семинаре учителей начальных классов города Калуги:
Тема исследования: Работа со словарями в начальной школе
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Обобщение сведений о частях речи.
Цели и задачи урока: уточнить представления учащихся о частях речи; развивать навыки связной устной и письменной речи учащихся, внимательность, умение делать выводы и обобщения; воспитывать доброжелательность, аккуратность, толерантность.
Оборудование урока: детское периодическое издание “Классный журнал”, №3(358), 2007, ксерокопии некоторых страниц журнала, этимологический словарь, толковые словари русского языка, листки для работы в группах, цветные карандаши для фонетического разбора.
План урока.
Организация деятельности учащихся, объявление темы, целей урока.
Минутка чистописания: Пп (запись слогов с буквой, фонетический анализ, обозначение цветными карандашами гласных звуков, мягких и твёрдых согласных). Выполняется с комментированием.
Работа над словами из словаря учебника: пальто, памятник, пенал, песок, платок. Определение части речи, к которой относятся слова, вопросы к ним, запись слов, обозначение ударения, орфограмм, фонетический анализ звука “п”, разбор слов по составу.
Работа над этимологией слова “платок”. Поиск слова в толковом и зтимологическом словарях. ( “Плат” – полотно, кусок ткани.). Беседа о видах платков (носовых, головных, шейных и др.), необходимости их использования.
Подбор учащимися однокоренных слов: платок, платочек, платочный. Работа выполняется с комментированием. Запись слов, разбор по составу, определение частей речи, составление предложений с одним из слов, запись наиболее удачных предложений, определение частей речи.
Работа с учебником: с. 145, упр. 386. Выполнение упражнения: Что такое имя существительное, прилагательное, глагол? Что обозначает каждая из этих частей речи, на какой вопрос отвечает? Как отличить одну часть речи от другой? Докажи на примерах.
Как изменяется имя существительное, прилагательное, глагол? Докажи. Какая часть речи членом предложения не бывает?
Работа с детским журналом (ксерокопия страницы у каждого ученика):
История вещи.
Носовой платок
Многие века нос жил на человеческом лице совсем без друга. Некому было его утешить в тяжёлые дни ужасного насморка…. Впервые друг появился у китайского носа. Во II веке нашей эры китайцы придумали маленький бумажный платочек для носа. На нём даже писали стихи! На Руси платочки вышивали золотыми и серебряными нитями, жемчугом, украшали кружевами. Но о том, чтобы такой франт подружился с носом, не могло быть и речи. Такие платки использовали как украшения и у нас, и в Европе. Расшитый красавец платочек прятался от носа за поясом и в рукаве. В XVIII веке многие увлеклись нюханьем табака. Тут уж носу стало совсем невмоготу. Ему на помощь поспешил простой носовой платок. Сначала он был овальным, потом треугольным…. Но французский король Людовик XVI издал указ делать квадратные носовые платки.
Чтение текста, поиск непонятных слов, работа над словами с использованием толковых словарей русского языка, работа над словарным запасом и выразительными средствами языка. – Как автор называет платок? С чем (кем) сравнивает?
Работа в группах. Оглашение правил работы в группах, ограниченное время работы, доброжелательное, отношение к партнёрам, уважительное отношение к их мнению, выбор представителя для представления результата работы, выставление одинаковых оценок либо всей группе, либо в зависимости от решения группы (по выбору детей). Задача: составление для первоклассников памятки пользования платком, представление работ
Итог работы, оценка работ.
Памятка, представленная группой учащихся 3-го класса.
- Платок – это твоя личная вещь. Никому не давай свой носовой платок.
- Платок должен быть всегда чистым. Им можно вытереть яблоко или свою чашку.
- Можешь взять бумажные платки, которые продаются в аптеке или магазине. Такие платки надо потом выкидывать
Итог урока.
Методический приём “Незаконченный тезис”: “На этом уроке я узнал (-а), вспомнил (-а), что…”.
Домашнее задание (дифференцированное): 1 уровень – выписать прилагательные из текста журнала, 2 уровень – составить связный текст, используя эти прилагательные.
Оценка знаний, умений, навыков.
Также в 3-м классе учащимся предлагаются фразеологические словари. Отрывочные, фрагментарные сведения о фразеологических оборотах учащиеся получали и раньше. Теперь же, когда темп чтения детей стал существенно выше, а словарный запас больше, учащиеся знакомятся с яркими и выразительными средствами языка. Для этого учащимся предлагаются следующие приёмы и формы работы:
“Галерея фразеологических оборотов”
Методическое обеспечение приёма: учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.
“Телеграмма”
Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами.
В 4 классе учащимся помимо уже известных предлагаются для работы словари иностранных слов.
“Переводчики”
Методическое обеспечение приёма: учащиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам.
В качестве итогового занятия по теме учащимся предлагаются различные словарные статьи. Задача детей – определить, из какого словаря взята статья.
Проводимая из урока в урок работа со словарями, на наш взгляд, не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.
Литература
- Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка, Л., 1953.
- Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М., 2003.
- Словарь русского языка в четырёх томах. – М., 1985.