Цели:
- Закреплять навыки устного счета, умение решать задачи, сравнивать выражения, повторить сведения о геометрических фигурах;
- Развивать мышление, внимание
- Воспитывать любовь к литературе, математике.
Обрудование: Рис. Мухи-Цокотухи, самовара с заданиями, портрет Чуковского, шифровка и ответы к ней на карточках, карточки с цепочками, краткая запись задачи, рисунки тараканов, карточки-чашки с примерами, текст задачи, модели часов, чертеж фонарика, паутина с выражениями, карточка с примерами.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.
2. Сообщение темы и цели урока
– Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, портрет какого писателя вы видите. (Портрет К.И.Чуковского.)
– К. И. Чуковский приглашает нас в одну из его сказок, с героями которых мы повторим изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел, решение задач, а также сравнение выражений.
3. Устный счет
– А в какую сказку он нас приглашает, попробуйте отгадать. Перед вами шифровка. Прочитайте выражения математическим языком и найдите его значение.
34 + 18 =
13 – 7 =(62 + 20) – 7 =
54 – 6 =
52 6 75 48
– Расположите числа в порядке возрастания и переверните карточки.
Дети: М У Х А
– Как же называется сказка К.И. Чуковского?
Дети. Муха-Цокотуха
Учитель: Итак, сказка начинается. Помогайте мне:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
– А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете цепочку примеров.
(Цепочка на карточках – дети работают сам.)
54 – 4 + 23 – 70 – 2
3 + 5 – 7
– Покажите пальчиками ответ.
– Правильно, это 1 рубль (открывается рисунок денежки). А сколько копеек в рубле?
Пошла муха на базар
И купила самовар.
– Вот какой самовар она приобрела
Рисунок самовара – на частях самовара буквенные выражения.
– Вспомните, как решить выражение с буквой?
– Найдите значения выражений.
Дети решают примеры с переменными. По ходу работы учитель переворачивает части самовара цветной стороной.
– Самовар “вскипел”, угощение готово.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
4. Закрепление изученного материала
– Смотрите, из всех щелей тараканы полезли.
На доске – кр. запись.
Черных – 8 тараканов
Коричневых – ?12 тараканов
– Составьте задачу по схеме.
– Как узнать, сколько коричневых тараканов?
– Запишите решение и ответ.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
– Сколько стаканов они выпили, если на каждого пришлось по 2 стакана?
– Всего 12 тараканов. По 1 стакану – это –
сколько?
– И еще 12 стаканов – это? 24
– Молодцы. Продолжаем сказку.
А букашки по три чашки,
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница.
– Предлагаю и вам попить чай их этих чашек. Для этого нужно решить примеры.
Примеры (уч. стр. 13 № 5) на карточках в виде чашек.
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла!
– Сколько меду принесла пчела, узнаете, выполнив следующее задание:
Задача на карточке:
В баночку входит 8 ложек мёда. Пчела принесла 3 таких баночки. Сколько ложек мёда принесла пчела.
– О чем говорится в задаче?
– В какой емкости содержится мед?
– Сколько ложек меда входит в 1 баночку?
– Одинаковые ли баночки с медом? Почему?
– Изобразим краткое условие рисунком. У доски
работает Настя.
Ответ: 24 ложки.
Физкультминутка
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
– Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!Разминка мелких мышц кисти – пальчики -“паучки”.
Круговое вращение головой.
Вращение глазных яблок.
Наклоны туловища влево-вправо, назад-вперед.
Руки подняты, покачивания.
Приседания.
Дети забираются под парты.
V. Работа с моделями часов
– Эти “страшные” события начались в три часа дня тридцать минут. Покажите это время на моделях часов. Как по-другому назвать это время?
Половина четвертого дня.
– Две четверти четвертого, пятнадцать часов тридцать минут.
Один ученик показывает время на модели классных демонстрационных часов.
– Пятнадцать минут Паук мучил Муху в сетях. Во сколько прекратились ее мучения? Как назвать по-другому это время?
Без пятнадцати четыре дня.
– Без четверти четыре.
– Три четверти четвертого.
– Пятнадцать часов сорок пять минут.
– Вот так, друзья!.. Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно... А как бы вы поступили в этой ситуации?
Дети высказывают свое мнение.
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе
Веревками крутит…
Зубы острые в самое
Сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
– Рассмотрим-ка этот фонарик под “увеличительным” стеклом.
На доске.
Учитель обращает внимание детей на чертеж на доске.
– Покажите квадрат.
– Закончите предложение: квадрат – это
прямоугольник, у которого ….
– Какую фигуру называют прямоугольником
– Найдите все прямоугольники.
Дети показывают.
– Сколько здесь треугольников?
Дети. Шесть.
Учитель: Покажите их. Сколько здесь четырехугольников, исключая квадрат и прямоугольник?
Дети. Четыре.
Учитель.
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей.
Спасти Муху можно, если сравнить выражения на паутине. Выполните это задание самостоятельно.
(уч. № 6)
Подлетает к пауку
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
“Я злодея зарубил,
Я тебя освободилИ теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!”
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром!
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!
6. Итог урока
– Вот закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.
– Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!
7. Домашнее задание
Стр. 13 № 3,7
8. Доп. Повторение связи компонентов и результата действия сложения
– Вот они: светляки, сороконожки, бабочки. Вспомните, как называются компоненты действия умножения и как они связаны между собой.