Урок математики "Письменные приемы сложения. Закрепление" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Закреплять навыки устного счета, умение решать задачи, сравнивать выражения, повторить сведения о геометрических фигурах;
  • Развивать мышление, внимание
  • Воспитывать любовь к литературе, математике.

Обрудование: Рис. Мухи-Цокотухи, самовара с заданиями, портрет Чуковского, шифровка и ответы к ней на карточках, карточки с цепочками, краткая запись задачи, рисунки тараканов, карточки-чашки с примерами, текст задачи, модели часов, чертеж фонарика, паутина с выражениями, карточка с примерами.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.

2. Сообщение темы и цели урока

– Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, портрет какого писателя вы видите. (Портрет К.И.Чуковского.)

К. И. Чуковский приглашает нас в одну из его сказок, с героями которых мы повторим изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел, решение задач, а также сравнение выражений.

3. Устный счет

– А в какую сказку он нас приглашает, попробуйте отгадать. Перед вами шифровка. Прочитайте выражения математическим языком и найдите его значение.

34 + 18 =
13 – 7 =
(62 + 20) – 7 =
54 – 6 =
52 6 75 48

– Расположите числа в порядке возрастания и переверните карточки.

Дети: М У Х А

– Как же называется сказка К.И. Чуковского?

Дети. Муха-Цокотуха

Учитель: Итак, сказка начинается. Помогайте мне:

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.

– А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете цепочку примеров.

(Цепочка на карточках – дети работают сам.)

54 – 4 + 23 – 70 – 2
3 + 5 – 7

– Покажите пальчиками ответ.

– Правильно, это 1 рубль (открывается рисунок денежки). А сколько копеек в рубле?

Пошла муха на базар
И купила самовар.

– Вот какой самовар она приобрела

Рисунок самовара – на частях самовара буквенные выражения.

Вспомните, как решить выражение с буквой?

Найдите значения выражений.

Дети решают примеры с переменными. По ходу работы учитель переворачивает части самовара цветной стороной.

– Самовар “вскипел”, угощение готово.

Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!

4. Закрепление изученного материала

– Смотрите, из всех щелей тараканы полезли.

На доске – кр. запись.

Черных – 8 тараканов
Коричневых – ?
12 тараканов

Составьте задачу по схеме.
– Как узнать, сколько коричневых тараканов?
– Запишите решение и ответ.

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.

– Сколько стаканов они выпили, если на каждого пришлось по 2 стакана?

– Всего 12 тараканов. По 1 стакану – это – сколько?
– И еще 12 стаканов – это? 24

– Молодцы. Продолжаем сказку.

А букашки по три чашки,
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница.

– Предлагаю и вам попить чай их этих чашек. Для этого нужно решить примеры.

Примеры (уч. стр. 13 № 5) на карточках в виде чашек.

img2.gif (7949 bytes)

Приходила к Мухе
Бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла!

– Сколько меду принесла пчела, узнаете, выполнив следующее задание:

Задача на карточке:

В баночку входит 8 ложек мёда. Пчела принесла 3 таких баночки. Сколько ложек мёда принесла пчела.

О чем говорится в задаче?
– В какой емкости содержится мед?
– Сколько ложек меда входит в 1 баночку?
– Одинаковые ли баночки с медом? Почему?
– Изобразим краткое условие рисунком. У доски работает Настя.

Ответ: 24 ложки.

Физкультминутка

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
– Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
Разминка мелких мышц кисти – пальчики -“паучки”.







Круговое вращение головой.
Вращение глазных яблок.





Наклоны туловища влево-вправо, назад-вперед.
Руки подняты, покачивания.



Приседания.



Дети забираются под парты.

V. Работа с моделями часов

– Эти “страшные” события начались в три часа дня тридцать минут. Покажите это время на моделях часов. Как по-другому назвать это время?

Половина четвертого дня.

Две четверти четвертого, пятнадцать часов тридцать минут.

Один ученик показывает время на модели классных демонстрационных часов.

– Пятнадцать минут Паук мучил Муху в сетях. Во сколько прекратились ее мучения? Как назвать по-другому это время?

Без пятнадцати четыре дня.

Без четверти четыре.
– Три четверти четвертого.
– Пятнадцать часов сорок пять минут.

Вот так, друзья!.. Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно... А как бы вы поступили в этой ситуации?

Дети высказывают свое мнение.

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе
Веревками крутит…
Зубы острые в самое
Сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

– Рассмотрим-ка этот фонарик под “увеличительным” стеклом.

На доске.

Учитель обращает внимание детей на чертеж на доске.

– Покажите квадрат.
– Закончите предложение: квадрат – это прямоугольник, у которого ….
– Какую фигуру называют прямоугольником
– Найдите все прямоугольники.

Дети показывают.

Сколько здесь треугольников?

Дети. Шесть.

Учитель: Покажите их. Сколько здесь четырехугольников, исключая квадрат и прямоугольник?

Дети. Четыре.

Учитель.

Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей.

Спасти Муху можно, если сравнить выражения на паутине. Выполните это задание самостоятельно.

(уч. № 6)

Подлетает к пауку
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
“Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!”
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром!
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!

6. Итог урока

– Вот закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

– Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!

7. Домашнее задание

Стр. 13 № 3,7

8. Доп. Повторение связи компонентов и результата действия сложения

– Вот они: светляки, сороконожки, бабочки. Вспомните, как называются компоненты действия умножения и как они связаны между собой.