Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Познакомиться с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его смерти.
  2. Найти ответ на вопрос: “В чём своеобразие периода, наступившего после завоеваний Александра Македонского?

Составить план к ответу, в виде таблицы.

Завоевания Александра Македонского на Востоке.
Когда? Где было сражение? Событие? Итоги. Особенности.
336г. До н.э. Восстание в Фивах. Разрушены до основания, жители проданы в рабство.
334г. При Гранике Победа Александра в тяжелом сражении (вечер). Угроза и спасение.
333г. У г. Исс Г.Тир

Поход в Египет.

2 часа. Бегство Дария III. Пленение семьи. Великодушие.

8 месяцев осад. Корабли, тараны, метательные орудия. Захват Сирии и Риникии. Приветствие жрецов, корона фараона, обожествление. Александра в Египте

331г. При Гавгамелах Крупнейшее сражение древности. Серповидные колесницы, слоны. Бегство и смерть Дария III.

Не оказал сопротивления. Сожжен дворец Ксеркса. Персидский царь. Сильное сопротивление жителей. Беспощадность.

Вавилон Персеполь

Завоевание Средней Азии.

327-325г. Индийский поход. Восьмой год. Победа большой ценой. Усталость.
323г. Обоснование в Вавилоне Женился на дочери Дария III, женил 10 тысяч воинов. Смерть от лихорадки?

I этап: Проверка домашнего задания

В группах – 1) Проверка заполнения таблицы в хронологическом порядке.

Творч. 2) Занимательная викторина, выравнивание знаний(у доски индивидуально) по 5-6, по вариантам.

(Оценивание.)

II этап: Определение целей. Постановление учебных задач

1-я группа. Выяснить “Что такое Эллинизм?

  1. период в истории Древнего мира после смерти Александра Македонского323 год;
  2. распространение в завоёванных странах греческого языка и культуры;
  3. основ. Новых городов;
  4. переселение греков и македонцев на Восток;
  5. взаимовлияние культур и религий;

2-я группа. Выяснить причины быстрого распада державы Александра Македонского и

Возникновения новых государств.

  1. внезапная смерть
  2. не назначил наследника
  3. борьба за власть
  4. гибель полководцев.
  5. смерть родственников Александра.
  6. сопротивление народов.
  7. ослабление армии после сорока летних воин.
  8. нежелание македонцев воевать дальше.

3-я группа. Выяснить на какие части разделилась держава Александра Македонского и их особенности.

Государство. Особенность.
1) Царство Селевкидов. – самое большое

– проводило политику Александра Македонского.

1) строительство городов

2) Царство Птолемеев.  

2) переселение

– сопротивление народов.

– ослабление

– распад.

– самое богатое

– считали себя законными наследниками Александра.

3) Пергам. – разведение овец

– изобретение пергамента.

– алтарь Зевса из мрамора.

4-я группа. Выяснить историю основания Александрии египетской на основании рассказа Плутарха.

  1. Желание Александра.
  2. Сон
  3. Знакомство с Форосом.
  4. Необычный план.
  5. Толкование прорицателей.

5-я группа. Провести экскурсию по Александру, Египту.

  1. Самый большой город мира.
  2. Удачная гавань.
  3. Прямые и широкие улицы
  4. Плавная улица
  5. Царский дворец.
  6. Крупнейший порт Средиземноморья.
  7. Слава.

6-я группа. Используя схему (стр. 207) провести экскурсию по Форосу.

  1. Небольшой остров
  2. Маяк Сократа.
  3. Распоряжение Птолемея I.
  4. Перешеек.
  5. Огонь и металлические зеркала.
  6. Топливо, ослики, винтовая лестница.
  7. Статуя Посейдона (7 метров).
  8. Чудо света.

7-я группа. Выяснить историю создания и предназначение Муссы.

  1. Желание вызывать восхищение.
  2. Покровительство ученым.
  3. Храм Муз – дет. Птолемея I.

  1. История с рукописями.

8-я.группа. Выяснить, какие ученые работали в муссе и познакомьте нас с их открытиями.

– Заслушивание ответов.

(Занесите в таблицу.)

Имя ученого Открытия
  1. Аристарх (о. Самос)
  2. Евклид
  3. Архимед
  4. Эратосфен
Земля вращается вокруг оси и вокруг солнца. “Начало” – основной учебник по математике до 19 В. Математик, изобретатель. Вычислил длину окружности земного шара.

– Оценивание.

III этап. – Рефлексия (ответ на проблемное задание)

– Самооценка.
– Оценивание в группах.
– Общие итоги.

Домашнее задание: § 45.

  1. Ответить на вопросы.
  2. Составить занимательную викторину.
  3. Найти материал о других чудесах света в Греции.