Задачи:
- Отрабатывать навыки применения приемов сложения и вычитания вида 26 + 7, 35 – 7;
- Закреплять умения учеников решать задачи изученных видов, сравнивать выражения;
- Развивать смекалку, мышление детей;
- Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма.
Оборудование: карта путешествия, карточки с примерами и буквами, фотографии достопримечательностей, карточки синего, красного, зеленого цветов у учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодняшний урок математики мы посвятим нашему любимому городу. Мы совершим увлекательное путешествие по известным местам города Кемерово. И повторим навыки сложения и вычитания двузначного числа и однозначного с переходом через десяток, закрепим умение решать задачи изученных видов, сравнивать выражения.
2. Устный счет
– Наше путешествие мы начинаем от крыльца любимой школы.
– В этом году зданию нашей школы исполняется 42 года, в 1968 году она приняла в свои стены первых учеников, а самой школе исполняется 87 лет. Тогда это был маленький одноэтажный домик, в классах были печки, которые топили сами ученики, чтобы было тепло.
(на доске числа: 88, 42, 87)
– Посмотрите на числа. Что обозначает каждая
цифра в записи числа?
– Расположите числа в порядке возрастания.
– Как вы думаете, какое из чисел лишнее?
– Представьте в виде суммы разрядных слагаемых
числа 88 и 87.
– Молодцы, справились с заданием, следующая
остановка. Отгадайте, что здесь изображено? (
Слайд 1, см. Приложение 1)
– Кемеровский железнодорожный вокзал был
открыт в 1915 году в связи со строительством
железнодорожной трассы.
– Как вы думаете, почему возникла необходимость
строить железную дорогу?
– Потребность в железной дороге возникла потому,
что в тот период выросла добыча каменного угля, и
весь добытый каменный уголь необходимо было
доставлять на металлургические заводы, для
выплавки стали.
Итак, задание.
(На доске)
26 + 38 + 4 + 2
49 + 6 + 11 + 4
19 + 20 + 1 + 1045 + 28 + 5
63 + 7 + 20
27 + 3 + 4 + 6
Устно, с объяснением вычислить, переставляя, где удобно, слагаемые.
3. Закрепление и отработка навыков вычислений
– Открытие каменного угля в Кузбассе связано с именем русского рудознатца Михайло Волкова. (Приложение. Слайд №2) Он в 1721 году нашел “горелую гору” и открыл на ней каменный уголь. В нашем городе ему установлен памятник и названа одна из площадей. Чтобы отправиться дальше, необходимо решить примеры.
С – 58 №1 Вычисли с устным объяснением.
67 + 5 32 – 9 46 + 9 95 – 6
(Выражения записаны на доске, дети устно, с подробным объяснением вспоминают приемы сложения вычитания, изученные на предыдущих уроках).
– А известна ли вам эта городская достопримечательность (Приложение. Слайд 3. Монумент “Память шахтерам Кузбасса” на Красной Горке). А узнать имя скульптора этого монумента вы сможет, когда решите эти примеры:
Решение примеров проходит по вариантам, после чего буквы вписать в соответствующие ячейки и узнать имя скульптора.
(Примеры записаны на доске).
1 вариант 2 вариант 78 + 9 = 87 Е
36 + 5 = 41 Е
92 + 0 = 92 Н
99 + 1 = 100 Й7 + 18 = 25 С
9 + 33 = 42 И
0 + 50 = 50 В
99 – 1 = 98 Ы43 – 4 = 39 Н
58 – 9 = 49 З
86 – 86 = 0 Э
89 + 1 = 90 Т36 – 8 = 28 Т
24 – 6 = 18 Н
17 – 0 = 17 Р
89 – 1 = 88 С
0 17 18 25 28 Э Р Н С Т
39 41 42 49 50 87 88 90 92 98 100 Н Е И З В Е С Т Н Ы Й
(Дети после того, как будут решены все примеры, выполняют проверку и расставляют буквы в соответствующую строку.)
(Получается “Эрнст Неизвестный” (Приложение. Слайд №4)
– Именно Эрнст Неизвестный автор этого мемориала, который был установлен на Красной Горке и открыт 28 августа 2003 года в День Шахтера.
– Продолжим наше путешествие. Мы оказались на самой красивой улице нашего города – Весенней. (Приложение. Слайд №5) Здесь установлен бюст Алексею Архиповичу Леонову, летчику – космонавту, дважды Герою Советского Союза, почетному гражданину Кемеровской области (Приложение. Слайд №6). Открыт 12 апреля 2003 года в день космонавтики. А.А. Леонов, наш земляк, совершил первый в мире выход человека в открытый космос. Общая продолжительность пребывания космонавта в открытом космосе составила 20 минут.
Физкультминутка
– Нам предстоит выполнить следующее задание. Сравнить выражения.
(Записаны на доске.)
91 + 9 * 9 + 91
68 + 7 * 48 * 7100 – 45 * 65
55 – 40 * 15
(Выражения первого столбика сравниваются без нахождения значений, во втором столбике с вычислениями).
– Продолжим наше путешествие по городу прогулкой по улице Весенней и пройдем к набережной реки Томь к памятнику кузбассовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг (Приложение. Слайд №7). Накануне великой Отечественной войны в Кемерово проживало 146 тысяч человек. Всего за годы войны ушло на фронт 61110 человек. Не вернулись с полей сражения более 20 тысяч человек. (Открывается запись на доске). Прочитайте.
За смелость и отвагу 37 кемеровчанам присвоено звание Героя Советского Союза, 5 фронтовиков стали полными кавалерами ордена славы.
– Вы прочитали задачу?
– Почему вы так считаете?
– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась
таким образом 35 + 7;
– Сделайте краткое условие в виде чертежа.
– Решите задачу, запишите ответ.
– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась
таким образом 35 + 7;
– Решите задачу, запишите ответ.
4. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Оцените свою работу на уроке (Дети поднимают
кружки соответствующего цвета: красный –
отлично, зеленый – хорошо; синий –
удовлетворительно)