Цели:
- отрабатывать умения решать уравнения, упрощение выражений;
- применять полученные знания в стандартной и нестандартной ситуации;
- совершенствовать вычислительные навыки, приемы быстрого счета;
- развивать у детей самостоятельность, логическое мышление;
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, потребность и умение учиться математике, аккуратность, внимательность, собранность;
- формировать уверенность в себе, в своих знаниях, развивая навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: поурочная папка учителя, поурочная папка ученика, стенд, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент.
Девиз нашего урока:
- «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…» (Из поучения Владимира Мономаха).
- Не говори чему учился, а говори, что узнал.
- Знание – сила!
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
1. Примеры одного взгляда.
Расшифруй название города, который в третьем тысячелетии до нашей эры был столицей Древнего Египта (самоконтроль).
Ответы: 52, 50, 7, 60, 216,3. Слово МЕМФИС.
– Дети, а где должно стоять ударение? И важно ли это? А знаете ли вы, что МЕ'МФИС – город на юге США.
2. Математический кроссворд
По горизонтали:
- 2х - 6= 2;
- Число, которое прибавляют.
- Сумма длин всех сторон треугольника.
- Число.
- Арифметическое действие.
- Число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре.
- Трудный путь от условия к ответу.
- Излишек.
- аb = с + d.
- То, на что делят.
По вертикали:
- Угломер.
- То, что стоит под чертой.
- Место, на котором стоит цифра в записи числа.
- Пятнадцатиминутное сумасшествие (школьное).
- Записная книжка ученика.
- Отрезок, делящий круг пополам.
- Числа, соединенные знаками действий (образец для подражания).
- Есть у уравнения и растения.
- Результат сложения.
- Он бывает натуральным.
- Записывается с помощью цифр.
Ответы: 1. Уравнение. 2. Слагаемое. 3. Периметр. 4,Тридцать. 5. Деление. 6. Площадь. 7. Решение. 8. Остаток. 9. Формула. 10. Делитель. 11. Транспортир. 12. Знаменатель. 13. Разряд. 14. Перемена. 15. Тетрадь. 16. Диаметр. 17. Пример. 18. Корень. 19. Сумма. 20. Ряд. 21. Число.
3. АБВГДейка – Вставьте пропущенные буквы в следующие математические термины: Разн…сть, Ум..ньшаем..е, Выч..слите, Ко..ф..циент, Ч..сло, Выр..ж..ние, Букв..н..ые, Ур..внение, Крос..вор.., Упр…стите (взаимопроверка по образцу)
4. Назовите ключевые слова. (ЧИСЛО, ВЫРАЖЕНИЕ, БУКВЕННЫЕ, УРАВНЕНИЕ)
II. Сообщение темы урока (тему называют учащиеся)
Учитель: Сегодня мы будем решать уравнения и составлять уравнения по условию задач. Находить значения числовых выражений и упрощать буквенные. Каждое задание мы будем самостоятельно оценивать по пятибалльной шкале или проводить взаимопроверку. Оценку выставляйте на полях.
1. Работа по теме урока. 1 ряд – Цифровой диктант, 2 ряд – графический, 3 – словесный.
- Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.
- Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедится, что корней нет).
- Корень уравнения 0х=2 равен 0.
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
- Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
- 120 больше 60 на 2.
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение умножить на известный множитель.
Три ученика пишут диктант на доске.
2. Индивидуальная работа. (3 человека у доски, 3 человека решают на листочках)
Карточка 1.
- Найдите значение выражения: 1088:68+57442:77
- Решите уравнения:
а) 5а+7-5а=17;
б) 6х-2х-15=65. - Упростите:
а) 148+m+252;
б) 24·у·25.
Карточка 2.
- Решите уравнение: 7у-13+6у=130
- Сколько корней может иметь уравнение?
- Найдите значение выражения: 2415:23-56.
Карточка 3.
- Решите уравнения:
а) (7+х)·5=7·5+8·5;
б) 3(х+5)=3х+15. - Вычислите: (4783+2741): (367-158);
- Раскройте скобки:
а) (8+х)·12;
б) (а-15)·4
Карточка 4.
- Вычислите: 536·208-32832:76.
- Упростите: 25х+70+15х-45.
- Угадайте корень уравнения: 18-у=у+2.
Карточка 5.
- Найдите значения выражения: 504·608+52022:74
- Решите уравнение: 12у-7у=315
- Вычислите: 125·16·7
Карточка 6.
- Задача. В автоколонне было несколько машин. После того, как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было в автоколонне?
- Вычислите: 8·11·25·12.
III. Работа с классом.
Теория – ключ к практике. О какой теории идет речь?
1. Упростите выражения: Решения комментируются.
- 5а+9а=
- 7х+9х+х=
- 6с-5с+7с=
- 7а-а-а=
- 31у-11у+6=
- 5у-2у-у=
- 4у+4+2у=
2. Найдите значение выражения (Смекни!!!)
а) 38х+38у, если х+у=10;
б) 11а-11в, если а-в=26.
3. Решите уравнения:
a) 2x+8x=170;
б) 6x-x=145;
в) 6x+4x+x=77;
г)14x-12x+x=75.
Задания а и в решаются на доске; б и г – самостоятельно, с последующей проверкой решения.
Когда уравнение решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно
Поставь в уравнение его осторожно
Коль верное равенство выйдет у нас,
То корнем значенье зовите тот час.
IV. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
(Показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз).
V. Решение задач.
а) Используя рисунок, решите задачу с помощью уравнения.
Найдите длины сторон прямоугольника, если его периметр равен 108 см. Разобрать устно все возможные случаи составления уравнения, предложенные учащимися. Одно из решений запишите в тетради.
б) В мастерскую принесли коробку и ящик с деталями, причем в коробке находилось деталей в 6 раз меньше, чем в ящике. Сколько деталей
VI. Проверь себя!
Тест (взаимопроверка по готовым ключам).
Вариант 1.
-
Найдите значение выражения: (235 + 356) - 215.
а) 374;
б) 476;
в) 376;
г) другой ответ. -
При каком значении а значение выражения 391 - (а + 171) равно 144?
а) 562;
б) 76;
в) 84;
г) другой ответ. -
Из данных уравнений выберите те, у которых корнем является число 64:
1) 98 + х = 162;
2) 347-х = 283;
3) 14 (х-2) = 868.
а) все;
б) первое и второе;
в) такого нет;
г) другой ответ. -
Решите уравнение: 5х + 61 = 346.
а) 285;
б) 57;
в) решить нельзя;
г) другой ответ. -
Маша задумала число. Если к этому числу прибавить 16, а к полученной сумме прибавить 87, то получится 134. Какое число задумала Маша?
а) 31;
б) 78;
в) 227;
г) другой ответ.
Вариант2.
- Найдите значение выражения: (817 +151) - 407.
а) 551;
б) 561;
в) 562;
г) другой ответ. - При каком значении 6 значение выражения 483 +(й-139) равно 541?
а) 622;
б) 344;
в) 197;
г) другой ответ. - Из данных уравнений выберите те, у которых корнем является число 43:
1) х+ 89 = 132;
2) 452-х = 308;
3) 836:(х-21) = 38.
а) все;
б) первое и третье;
в) такого нет;
г) другой ответ. - Решите уравнение: 7х - 71 = 293.
а) 52;
б) 45;
в) решить нельзя;
г) другой ответ. - На дереве сидели грачи. После того как 23 грача улетели, а 48 – прилетели на дереве оказалось 84 грача. Сколько грачей сидело на дерево первоначально?
а) 155;
б) 59;
в) 69;
г) другой ответ.
VII. Итог урока.
Девиз урока мы сегодня претворили в жизнь?
– Чему научились на уроке?
– К какому выводу пришли?
– Как оцениваете свою работу?
– Что, по-вашему, является наиболее важным? Расскажите о своих достижениях на уроке.
VIII. Домашнее задание.
№ 563, 603. Творческое задание(срок – 10 дней) – подготовить сообщения: «За страницами учебника», «Горизонты познания», «Хочу все знать!», «Знания добываются».
IX. Рефлексия:
Ваше мнение.
- Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все что говорилось и что делалось на уроке.
- Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
- Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов.
Урок наш окончен, пора отдыхать,
Но это, друзья, не помеха.
И в час расставанья желаю я вам
В учебе хороших успехов!