Сценарий проведения олимпиады по ЗОЖ "Волшебная страна здоровья" для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Здоровый ребенок – успешный ребенок»
«Здоровье даром не дается, за него надо бороться» 

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Исследования отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Практика показывает, что формирование здорового образа жизни раннего детства является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.

“Вообще 9/10 нашего счастья основанию на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Даже субъективные блага-качества ума, души, темперамента-при болезненном состояние ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что, прежде всего, спрашиваем, друг друга о здоровье и желаем, его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья”,- писал немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.

Проблема здоровья неотделима от проблемы человека: она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Проблема человека не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый человек может решить свою историческую миссию на земле.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отличался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.

Важно также постоянное повышение знаний о мире и о себе, своем месте и роли в окружающей среде, совершенствование своих духовных и физических возможностей и обеспечение социального благополучия (морального и материального).

Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, и постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возвратных особенностей.

В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с веду­щими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловече­ским ценностям. Закладывается фундамент здоровья. У детей дошкольного возраста формируются представления о ценностях здорового образа жизни и положительного к нему отношения.

Очень важно развивать у детей понимание того, что здоро­вый образ жизни человека зависит от того, насколько он сам на протяжении своей жизни старается, умеет, самое главное, желает сохранить и укрепить свое собственное здоровье.

Для этого каждому ребенку уже с раннего возраста надо нау­читься соблюдать правила гигиенической культуры, быть аккуратным, уметь соблюдать чистоту, уметь правильно питаться, уметь правильно отдыхать, соблюдать определенный режим дня.

Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей в нашем учреждении построена система педагогической работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. (Приложение 1)

Систематическое проведение уроков здоровья играет большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность.

Кроме теоретических сведений на уроках здоровья дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, упражнения на профилактику плоскостопия и т.п. Эти практические приёмы закрепляются детьми на других занятиях, а также в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Для этого в группах есть все необходимые практические материалы: массажёры, операциональные схемы, дидактические игры.

Полученные знания дети закрепляют на проводимых праздниках, развлечениях, викторинах, повседневной жизни. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений и длительных, утомительных тренировок.

Одной из форм закрепления полученных знаний по ЗОЖ является олимпиада «Волшебная страна Здоровья» (Приложение 2). Проводится она в апреле месяце и приурочивается к Всемирному Дню Здоровья. В олимпиаде принимают участие дети (6-7 лет) по собственному желанию.

Сценарий проведения олимпиады по ЗОЖ «Волшебная страна Здоровья» (для детей 6-7 лет)

Желаю вам цвести, расти,
копить здоровье.
Оно для дальнего пути –
главнейшее условье.
С.Я. Маршак.

Цель: Закрепление знаний детей о здоровом образе жизни. 

Сегодня день у нас особый,
Олимпиада ждет вас всех.

Сегодня у нас в прогимназии проводится олимпиада по ЗОЖ «Волшебная страна Здоровья».

Для проведения олимпиады необходимо компетентное жюри.

Представление своей визитки и домашнего задания каждым участником олимпиады.

Задание 1. <Рисунок 1>

Чтобы быть здоровым, нужно есть полезные продукты, и пить чистую воду. Сейчас я буду загадывать вам загадки. Отгадывая их, вы узнаете, какие продукты полезны для здоровья. Внимательно слушайте загадку, а ответ найдите у себя на карточках, поставьте цифру. Будьте внимательны.

  1. Сидит дед, во сто шуб одет,
    Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

  2. Круглая, как солнышко,
    С хвостиком на донышке.
    Желтенькая, гладкая,
    А откусишь – сладкая (репа)

  3. Был ребенок –
    Не знал пеленок,
    Стал стариком –
    Сто пеленок на нем (капуста)

  4. Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец).

  5. Красная девица сидит в темнице,
    А коса на улице (морковь)

  6. Растут на грядке
    Зеленые ветки,
    А на них
    Красные детки (помидор)

  7. Снаружи красна,
    Внутри бела,
    На голове хохолок –
    Зеленый лесок (редиска)

  8. Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили? (картофель)

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка кто меня найдет?

Задание 2. «Отгадай ребус» <Рисунок 2>

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Из первых букв нарисованных предметов составь слово.

  • здоровье

Задание 3. <Рисунок 3> 

Ты, конечно же, любишь пирожки. Подумай, что можно класть в них в качестве начинки. Из нарисованных предметов выбери те, которые можно класть в качестве начинки в пирожки. Обведите их кружочком.

Задание 4.

Чтобы быть здоровым, надо соблюдать гигиенические правила, в частности мыть руки. Расскажите, когда надо мыть руки.

Задание 5. <Рисунок 4> 

Соедините одной линией изображение пейзажа и соответствующую ему одежду и обувь.

  • Лето – красным карандашом;
  • Осень – желтым карандашом;
  • Зима – голубым карандашом;
  • Весна – зеленым карандашом.

Задание 6.

Нарисуйте свою заветную мечту

Мы все знаем, понимаем
Без здоровья нам не жить

Песня «Гимн здоровья» (слова Э.В. Корнилова)

Подведение итогов олимпиады, вручение грамот и призов

Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

Приложение.