Перед семинаром, за 2 недели, учащимся предлагаются темы докладов:
- «Доказательства животного происхождения человека»;
- «Теории о происхождении жизни»;
- «Науки, изучающие происхождение человека»;
- «Рудименты и атавизмы в организме человека»;
- «Этапы развития представлений о происхождении человека»;
- «Движущие силы антропогенеза».
Ребята выбирают темы и готовятся под руководством учителя.
Образовательная цель семинара: Доказать, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучить эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека.
Развивающая цель: развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательная цель: воспитание культуры речи, культуры общения.
Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе семинара: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, комплект муляжей, презентация «Происхождение человека».
Ход семинара
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к проведению семинара: доклады, презентация.
II. Какие теории существуют о происхождении жизни?
Ребята высказывают, каждый, свою точку зрения. Заслушивают доклад на тему: «Теории о происхождении человека». Делают вывод:
Теории о происхождении жизни: абиогенный и биогенный синтез, теория панспермии – занесены споры растений с других планет, привезены с других планет инопланетянами, но пока это только факты не признанные биологический наукой.
III. К какому царству живых организмов относится человек?
Какие существуют доказательства животного происхождения человека?
Человек относится к царству животных. Ученики определяют систематическое положение человека в животном мире, используя магнитную доску с систематическими единицами.
Существуют доказательства – эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические; атавизмы и рудименты.
Палеонтологические доказательства происхождения человека.
Палеонтология- наука, изучающая ископаемые формы организмов, представляет доказательства, что человек в своем развитии прошел несколько стадий.
Наука антропология выделяет 3 стадии развития человека.
- Древнейшие люди. Питекантропы, австралопитеки, дриапитеки и т.д.
- Древние люди. Неандертальцы.
- Современные люди. Кроманьонцы
Ученики делают сообщения о местах обитания, образе жизни, внешнем облике:
- древнейших людей;
- древних людей;
- современных людей.
Используют, во время докладов, муляжи головного мозга древнейших, древних и современных людей, а также презентацию: «Происхождение человека».
Становлению и развитию человека способствовали 2 группы факторов: биологические и социальные.
Биологические факторы:
- естественный отбор,
- борьба за существование,
- наследственная изменчивость,
- дрейф генов,
- популяционные волны.
Социальные факторы:
- речь, труд, общественный образ жизни, мышление;
- труд, с точки зрения Энгельса, создал человека: «Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны».
Проблема: почему современная обезьяна не превращается в человека?
Ребята высказывают свою точку зрения и приходят к выводам: что современная обезьяна это параллельная ветвь в эволюции человека, т.е. современные обезьяны это двоюродные братья и сестры для современного человека.
Эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов.
На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки низших позвоночных:
- хрящевой скелет – хорда;
- жаберные дуги;
- симметричное отхождение сосудов от сердца;
- гладкая поверхность мозга.
- Позже появляются черты, характерные для млекопитающих:
- густой волосяной покров на теле плода;
- несколько пар сосков;
- левосторонняя дуга аорты;
- постоянная температура тела;
- полость тела разделена диафрагмой: на грудной и брюшной отделы;
- зрелые эритроциты;
- зубы имеют две смены (молочные и постоянные) и делятся на 3 группы;
- в скелете человека нет ни одной кости, которой не было бы у млекопитающих;
- во внутреннем ухе есть 3 слуховые косточки;
- 6-месячный человеческий плод покрыт волосяным покровом.
Сравнительно-анатомические доказательства. О животном происхождении человека свидетельствует наличие у него рудиментарных органов и атавизмов.
Анатомия- наука, изучающая внутреннее строение организмов.
Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека:
- копчиковые позвонки (остаток хвостового отдела);
- слабо развитой волосяной покров на теле;
- подкожная мышца;
- мышцы, поднимающие волосы;
- мышцы, двигающие ушные раковины;
- в области гортани, выше голосовых связок, у человека имеются особые морганьевы желудочки, у обезьян на том месте – крупные голосовые мешки;
- надбровные дуги в черепе;
- зубы мудрости;
- аппендикс – слепая кишка;
- в углу глаза – третье веко;
- в кровеносной системе – срединная крестцовая артерия.
Атавизмы – являются доказательством животного происхождения. Это отклонения от нормы.
Атавизмы – появление признаков, свойственных далеким предкам. Это признаки, которые закладывались в эмбриональном развитии, но не исчезли, а остались на всю жизнь в генотипе человека:
- несколько пар сосков – многососковость;
- волосяной покров – полимастия по всему телу;
- шейная фистула – в результате незаращивания жаберной щели;
- сильное проявление клыков;
- хорошо развитый бугорок в уголке уха.
- Атавизмы, нарушающие нормальную жизнедеятельность:
- отверстие в межжелудочковой перегородке сердца;
- отверстие между предсердиями – боталлов проток.
К сравнительно-анатомическим доказательствам относятся: одинаковое строение опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем органов у человека и обезьян.
IV. Расы человека - проявление идиоадаптации в роде: Человек. Доклад.
V. Методы изучения человека. Доклад и обсуждения.
VI. Учение о происхождении человека.
Ребята вспоминают: какие ученые и когда высказывали мысль о происхождении человека. Затем выступает ученик с докладом: «Развитие представлений о происхождении человека». Выделяет основные этапы развития представлений.
Развитие представлений о происхождении человека.
Идея о естественном происхождении человека могла возникнуть на основе материалистического мировоззрения. Античное время: Анаксимандр, Эмпедокл.
- Первоначальные наивные материалистические представления о естественном происхождении человека, даны в произведении римского философа Лукреция Кара «О природе вещей».
- Римский врач К. Гален изучал анатомию обезьян, считал её близко к человеческой.
- Во времена средневековья, материалистические взгляды о естественном происхождении человека были преданы забвению.
Идеи преследовались церковью.
Итальянский философ Лючелли Валини за высказанную в одном из своих сочинений мысль о возможном родстве человека и обезьяны был сожжен на костре.
- Карл Линней, будучи объективным ученым, поместил человека в отряд приматов, который был выделен в класс млекопитающих.
По предложению К. Линнея, человек получил видовое и родовое название: Homo sapies человек разумный.
- XIII в. Идею о происхождении человека от обезьяны высказал русский натуралист Афанасий Каверзнев. В своей книге: «О перерождении животных» он высказал мысль, что все животные происходят от одного общего ствола.
- Ж.Б. Ламарк, в своей теории эволюции, поместил человека вместе с обезьянами, и свои мысли изложил в труде «Философия зоологии» (1809).
- Ч. Дарвином, в своем труде: «Происхождение человека»- 1871г.,
была создана биологическая основа теории антропогенеза: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Социальная основа антропогенеза: труд, мышление, общественный образ жизни и речь.
VII. В заключение семинара делаются выводы:
- Человек согласно анатомическим, палеонтологическим, эмбриологическим доказательствам произошел от животных, принадлежащих к типу хордовых, классу млекопитающих.
- Антропогенез – эволюция человека – состоит из трех стадий:
- древнейшие – питекантропы, австралопитеки, дриапитеки;
- древние – неандертальцы;
- современные люди – кроманьонцы.
- Формирование современного человека происходит под воздействием двух групп факторов: биологических и социальных.
- Современный вид – «человек разумный» эволюционировал в направлении идиоадаптации, выражающейся в существовании рас: европеоидной, монголоидной, негроидной.
- Представители разных рас вступают в брак, что доказывает: расы это один вид, состоящий из разных популяций.
- Вид, «Человек разумный», изучается разными методами: генеологическим, биохимическим, близнецовым, цитогенетическим.
- Современная обезьяна не может превратиться в человека, потому что это другая ветвь в эволюции обезьян.
VIII. Итоги семинара –
оценки за активное участие в семинаре, самооценка каждого участника семинара.
IX. Рефлексия.
Список используемой литературы.
- Биология, учебное пособие для учащихся под редакцией Д.И. Трайтака. М: Просвещение, 1983.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М: Дрофа. 2002.
- Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.И. Полянского. М.: Просвещение, 1998.
- Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение. 2002.
- Урысон М.И. Современная наука о происхождении человека. М.: Знание, 1966.