Воспитательское занятие "Лес и мы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить навыки поведения воспитанников в лесу;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • Коррекция восприятия, внимания на основе упражнений в узнавании, различении.

ПЛАН

I. Организационный момент

а) Упражнение на внимание "Что изменилось".

Воспитатель показывает природный материал, собранный заранее во время экскурсии: веточку сосны, лист березы, плод ели, гриб, желудь, ягоду земляники, лист дуба, гроздь рябины. Дети запоминают порядок расположения; затем они закрывают глаза, а воспитатель перекладывает предметы; дети должны восстановить прежний вариант.

Эффективное задание, т. к. здесь включаются в работу сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, речевой (можно добавить тактильный).

б) Упражнений на узнавание и различение.

Воспитатель предлагает разобрать детям природный материал: плоды сосны, ели, калины, боярышника, шиповника, рябины, дуба. Ребята становятся в круг. Потом воспитатель становится в центр круга, поднимает вверх веточку сосны и спрашивает: "У кого детки с этой ветки?". Дети, у которых есть сосновые шишки, поднимают руки с шишками.

Игра идет на скорость и точность.

Опять специальный коррекционный прием, упражняющий детей в воспроизведении материала (зрительная память).

II. Введение в тему

а) Вводная беседа по картинке "Лес" (5 минут)

- Придумайте название к этой картинке, потом мы сравним с названием, которое дал этой картине сам художник.

Воспитатель закрывает бумагой имеющееся название.

б) Составить тему занятия из геометрических фигур.

 

(Лес и мы)

- Ребята, вы молодцы! Действительно, сегодня нас ждет удивительное путешествие по лесу!

Это задание является очень эффективным, т. к. мотивирует творчество детей. Они хотят придумать свое название. Для усложнения этого задания можно давать следующий вариант инструкции: Придумайте название, которое соотносилось бы со сказкой "Маша и медведь"

III. Основной этап

а) Объяснительная беседа (работа с картинками деревьев и загадками).

Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением деревьев и просит выбрать ту, о которой идет речь в загадке.

1.

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)

2.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

З.

Весной зелена,
Летом загорела.
Осенью одела
Красные кораллы. (Рябина)

4.

Что за дерево стоит, -
Ветра нет, а лист дрожит (Осина)

5.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

б.

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

7.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

- Ребята, ко всем загадкам подошли картинки? Почему?

- Как можно назвать одним словом ель, сосну, березу, липу? (деревья).

- Назовите место, где растут деревья.

б) Игра "Волшебный мешочек".

- Ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором лежат сюрпризы. Надо назвать правильно предмет, угадав на ощупь. Но самое главное - рассказать, как надо собирать эти плоды и ягоды.

(в мешочке лежат муляжи различных грибов, которые раскладывают в разные корзинки)

- Ребята, вам нужно съедобные грибы вписать в клеточки на корзинке, а несъедобные - рядом с корзинкой.

IV. Релаксационная пауза

- А сейчас закройте глаза, и мы продолжим наше путешествие по удивительному лесу. Представьте, что перед вами огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росе, ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок, и вы хотите находиться среди этой красоты. Вздохните поглубже свежий воздух. Может быть, вы что-то слышите, какие-то звуки, может это шумят деревья или поют птицы, а может быть вы слышите, как звучит тишина. Останьтесь там, среди этого прекрасного леса и почувствуйте, как вас наполняют новые силы, как вам хорошо. Почувствуйте красоту природы.

(релаксационная пауза проходит под звуки леса)

- А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.

- Мы с вами немного отдохнули.

(Формирование умения расслабляться)

 V. Закрепление

а) Выбери правильный ответ:

- Деревья не калечьте, ветки не ломайте,
Ни травинку, ни листок с куста не обрывайте!

- В лесу можно пошалить:
Покидаться листьями;
Побольше веточек срубить,
Шалаш себе соорудить.

- А можно громко петь, кричать,
Но главное - никому не мешать!

 - Вдруг увижу я грибы -
Вырву все их с корнем,
Чтоб не досталось никому,
Буду я довольным!

- Бутылки, пакеты стаканы,
Оставлю конечно в лесу,
Зачем мне таскать их собою?
Зачем их с собой понесу?

- Пучеглазую лягушку, и ползучего ужа,
Неповоротливую жабу и колючего ежа
С полянки буду прогонять,
И палкой буду в них кидать.

-Звери всякие важны - звери всякие нужны.
Каждый из них делает в природе своё полезное дело!

VI. Итог

а) Творческая минутка:

- Ребята, нарисуйте, пожалуйста, каким вы представляете себе лес.

б) Заключительное слово воспитателя, в котором дается аргументированная оценка отношения детей к выполненным заданиям.