Цели:
- обобщить и систематизировать знания об имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
- отрабатывать умения и навыки осознанно воспринимать части речи, узнавать их в словосочетаниях, предложениях, текстах. Применять данные знания на практике в устной и письменной речи, пополняя свой словарный запас, развивать речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, память, внимание;
- воспитывать любовь к русскому слову через его многообразие, многозначность и красоту.
Оборудование: компьютеры, мультимедиа, карточки со словами: существительное, кто?, что?, прилагательное, какой? какая?, какое?, какие?, глагол, что делать?, что делают? что делает?, карточки со словами для описания березы, рисунки берез.
Ход урока
1. Орг. момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.
Записаны слова:
Боль, больной, болеет, пыль, пылит, пыльный.
- Разделите данные слова в три столбика.
- По какому признаку вы распределили слова?
- Сегодня мы обобщим знания о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов. (Слайд 2- тема урока)
3. Актуализация знаний.
а) Чистописание. На доске: з/з у/у д/д
- Какие буквы сегодня будем писать?
- Что общего в написании этих букв?
- На какие группы можно поделить звуки этих букв?
- Дайте характеристику звукам [з] и [д].
- Назовите слова с этими звуками вместе с вопросами.
б) (Слайд 3)
Чтоб св:зать н..ски внуч:там,
пряжу бабу:ка пр:дёт.
А потом им на ночь ска:ку
расск:зать она придёт.
- Какие орфограммы встретились в этом четверостишии?
- Найдите существительные. Как вы определили их? (На доску прикрепляются карточка: существительное и 1 ученик прикрепляет под ней вопросы существительного. И такая же работа с другими частями речи)
- Найдите глаголы? Как вы их нашли?
- Подберите и к существительным носки, бабушка, сказка подходящие по смыслу слова, обозначающие их признаки и запишите их парами (Тёплые носки, красивые носки, добрая бабушка, ласковая бабушка, интересная сказка, весёлая сказка.)
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Как называются эти слова?
4. Работа по теме урока.
а) Слайд 4. Комментированное письмо. Составить и записать предложения, выполняя синтаксический разбор (подчеркнуть главные члены, над словами обозначить части речи):
Лес, крепким, уснул, сном. Полянки, пушистый, укрыл, снег. Пеньки, снежные, надели, шапки.
- О каком времени года идет речь?
- Какие слова вам помогли определить время года?
б) Слайд 5. Игра " Помогите Буратино"
- Кого вы видите?
- Буратино просит помочь подобрать нужные слова, для описания березы?
- Какие березки вы видите? (осенняя, зимняя, весенняя)
- Работать будем по вариантам. 1- вариант- зимнюю березу описывает, 2-вариант-весеннюю, 3-вариант- осеннюю.
На доску вывешиваются рисунки трех берез. Учащиеся под ними прикрепляют свои слова.
Задание: выбрать только те словосочетания, которые подходят для описания того или иного времени года (осени, зимы, весны). Карточки на доске: жёлтые листочки, белый сарафан, клейкие листочки, гибкие ветви, серебристые ветки, пушистая бахрома, золотой наряд, зелёный сарафан, желтые сережки, словно алмазы, словно изумруд, словно янтари, похожа на :(заранее объяснить значение слов изумруд, алмаз, янтарь)
- Для описания березы, слова какой части речи нам помогли?
- Для чего нужны имена прилагательные?
5. Физминутка.
6. Закрепление и проверка знаний учащихся.
а) Слайд 6.Задание по вариантам (подобрать слова для описания погоды.):
1- вариант. Подбирают только существительные, например: снег, тучи, мороз, холод;
2- вариант. Подбирают только им. прилагательные, например: пасмурный, морозный, ясный, голубое, серые;
3- вариант. Подбирают только глаголы, например: падает, кружится, летит, покрывает, дует, морозит и т. д.
б)1-2 группы детей выполняет тест на компьютере. Задание №1: определить у данных слов часть речи. Задание №2: к данным словам поставить вопросы.
в) Работа с оставшимися детьми. Слайд 7. Записать данные слова в 3 столбика: живет, дорожка, радуга, радуется, пушистый, мечта, радужный, отдыхает, вкусный.
- Добавьте в каждый столбик по 2 своих примера.
- По какому признаку распределили слова?
7. Итог. Слайд 8.
- О чем мы сегодня говорили? (о частях речи.)
- Какие части речи знаем?
-Что вы знаете о существительном?
-Что вы знаете о прилагательном?
-Что вы знаете о глаголе?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание. По вариантам: записать 5 пар слов с противоположным значением: 1-в: существительных, 2-в: прилагательных, 3-в: глаголов. Составить с ними 2 предложения.