Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами музыки; ознакомление с построением интродукции, и её моделирование.
Задачи:
- обучающие - сформировать представление об интродукции как части оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их построении; формирование творческих навыков учащихся.
- развивающие - развивать самостоятельность интонационно-музыкального мышления, развивать способности к продуктивному мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна-интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям;
- воспитывающие - воспитывать уважение и любовь к классической музыке; воспитывать коммуникативные умения.
Формы проведения урока: урок - ролевая игра, диалог учащихся и учителя, работа в группах.
Методы обучения: метод "создания шедевров", метод полмофонии, метод полмографии.
Приёмы:
- мыслительные: наблюдение, анализ, сравнение, формулирование выводов;
- запоминания: повторное пропевание и слушание, пластическое интонирование, самостоятельная работа в группах.
Деятельность учащихся: слушание, исполнение, сочинение.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение.
Структура урока:
I. Определение цели урока. "Сможем ли мы сочинить интродукцию?", выяснить: "Как она строится".
II. Изучение нового материала.
III.Закрепление нового материала проводится в виде повторного звучания тем с дирижированием и пропеванием их. Слушание увертюры целиком.
IV. Подведение итогов осуществляется в форме рефлексивного анализа.
Ход урока
I. Вводная беседа с показом слайдов.
- Кто из вас был в оперном театре?
- А чем оперный театр отличатся от кинотеатра? (Слайд 2)
- Что есть в оперном театре, и нет в кинотеатре?
- Для чего нужна оркестровая яма? (Слайд 3)
- Посмотрите насколько благородное, помпезное, величественное убранство оперного зала. Да это и неспроста. Ведь люди приходят, чтобы окунуться в таинственный, красивый, волшебный мир музыки.
Мы с вами сегодня не только соприкоснёмся с этим миром, но и будем творцами его.
Итак, опера. Что это такое? (Слайд 4)
- Это сложный синтез искусств: Сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации), балетные сцены.
- Опера, как правило, начинается с интродукции или увертюры. Это вступление, вводящее в круг идей и настроений предстоящего зрелища. В увертюре или интродукции звучат все основные темы произведения. Это как бы краткий план всей оперы. Так вот мы с вами сегодня будем моделировать интродукцию к опере "Пиковая Дама". Мы будем соавторами Петра Ильича Чайковского. Он уже сочинил все основные темы. Нам нужно логически выстроить их друг за другом.
II. Изучение нового материала.
1. Ознакомление с содержанием "Пиковой дамы" А.С. Пушкина.
Игорный дом. За столом сидят игроки. Все играют, кроме Германна. Томский рассказывает историю о старой, злой, надменной восьмидесятилетней графине, которая знает тайну трёх карт. Раньше она была красавица. Но холодна и расчётлива, Томский говорит о любви Германна и Лизы. Она внучка графини. Германн внимательно слушает. Эта тайна трёх карт не даёт ему покоя.
Однажды на балу Герман добивается ночного свидания у Лизы, как подтверждение её любви к нему. Германн тайно приходит в её дом. Но как только видит старую графиню, тот час мысли путаются в голове. Лишь одно движет им: узнать тайну трёх карт. Он забывает про Лизу и идёт в покои графини.
Как и все старые люди, графиня страдала бессонницей. Вдруг её бледно жёлтое лицо изменилось. Перед графиней стоял незнакомый мужчина.
- Не пугайтесь, я не намерен вам вредить. Откройте мне тайну трёх карт.
Но старуха молчала.
- Старая ведьма! - сказал он и вынул из кармана пистолет.
При виде пистолета, графиня покатилась навзничь: и осталась недвижима.
На шум прибежала Лиза. Она обвинила Германна в смерти бабушки и прогнала его.
Германн в казарме. Ему кажется, что он сходит с ума. Он слышит голос графини:
- Тройка, семёрка, туз выиграют тебе сряду. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтобы ты женился на Лизе.
Германн спешит к Лизе на свидание. Но лишь две мысли его занимают: игорный дом, три карты. Лиза понимает, что потеряла Германна. Она бросается в Неву и тонет.
Безумный Германн идёт в игорный дом. Он начинает играть: ставит "тройку" - она выигрывает. Ставит "семёрку" - она выигрывает. Ставит "туз", но он вдруг превращается в "даму пик". "Ваша дама бита!" - слышит он голос игроков. Германну видятся на карте черты умершей старухи: "Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!" Он закалывается.
В прояснённом сознании возникает образ Лизы. Он понимает, только любовь могла его спасти. Только любовь вечна.
2. Знакомство с темами зла и любви из интродукции оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского.
Итак, давайте знакомиться с темами.
2.1 Слушание темы зла (графини).
- Какая тема?
(Злая, холодная, надменная, трагическая).
- Почему холодная?
(Играют медно-духовые инструменты.)
- Давайте выделим главную интонацию, которая, повторяясь, рисует образ зла. Пропоём её, покажем рукой. Нарисуем на доске.
- Обратите внимание, что тема строится не поступенно, не плавно, а скачком. Он звучит пусто.
- С каким героем связана?
(С графиней.)
2.2 Закрепление темы зла: слушание с дирижированием всей второй части.
Следующая тема:
2.3 Слушание темы любви
- Эта тема похожа на предыдущую? Какая она?
(Нежная, лирическая, светлая, вечная)
- А что же в произведении светлое, вечное.
(Любовь. Это тема любви.)
- Пропоём, покажем, нарисуем.
2.4 Закрепление темы любви: слушание с дирижированием всей третьей части.
- Эта тема звучит только в верхнем регистре? Или подтверждается в нижнем?
- Какие инструменты играют в нижнем регистре?
(Медно-духовые.)
- Они здесь звучат так же зло? А как?
(Они звучат торжествующе. Как утверждение.)
- Вспомните, чем закончилось произведение "Пиковая Дама"
(Только любовь вечна. Только любовь может спасти человека и этот мир.)
3. Сочинение темы рассказчика с последующей графической записью.
- А вот следующую тему давайте сочиним сами. С чего начался рассказ о Пиковой даме?
(Томский рассказывает историю.)
- Значит должна быть тема рассказчика, которая поведает обо всё, что происходит. Обычно истории начинается со слова "Однажды". Но важно подобрать нужные интонации. По разному произносим: восклицательно, вопросительно, повествовательно. Какая интонация больше подходит для спокойного рассказа?
(Повествовательная.)
- Дело происходило в Версале город во Франции. "Одна-ажды в Версале". Тянется слог, потянем его в музыке. Пропоём. Напишем.
- Ещё о чем рассказывал Томский?
(О графине, с любви.)
- Давайте выстроим темы друг за другом. Играются варианты, дети выбирают.
- Чего ещё не хватает в рассказе?
(Трёх карт.)
- К чему приводит игра в карты, в азартные игры?
(К гибели.)
-Человек катится в пропасть. Но самое страшное в том, что из-за Германа погибают ещё два ни в чём неповинных человека. Посмотрите, какой жизненный урок нам преподносит художественная литература и музыкальное произведение. Изучая эти произведения, мы с вами учимся правильно жить, правильно поступать, узнаём, что в этой жизни добро, а что зло.
- А как это в музыке показать? Мелодия куда пойдёт?
(Вниз.)
- А как она должна идти вниз, если у нас магическое число 3?
(По три ноты.) (Если не догадаются, то наиграть варианты.) Записать на доске.
Всё мы учли?
3.1 Закрепление темы рассказчика: слушание с дирижированием всей первой части.
4. Моделирование последовательности тем интродукции в соответствии с содержанием рассказа. Работа в группах.
- Я прошу вас разбиться на две группы.
Сейчас вам нужно расположить темы так, как они должны звучать в интродукции. Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили, на что я обращала ваше внимание. Постарайтесь понять последовательность тем, опираясь на содержание рассказа, на характер и интонационную особенность каждой темы.
По итогам выполнения задания работы сравниваются с оригиналом.
III. Закрепление всех тем. Слушание всей интродукции.
- Я очень рада, что наше соавторство с Чайковским удалось. Вы может творить так же как он.
IV. Рефлексия с использованием приёма "Выявление чувственно-эмоционального настроя"
Кому понравилось моделировать, сочинять, прикрепите к доске белы ноты - половинки, а кому не понравилось - чёрные четвертинки. Спасибо за творчество и сотрудничество.