Приобщение дошкольников к истокам Поморской культуры в процессе ознакомления с народными играми и традициями Севера

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • упражнять в выполнении игровых заданий под влиянием образа "Мишки";
  • развивать ловкость, координацию движений, выносливость;
  • добиваться сохранения правильной осанки;
  • воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу.

Оздоровительная разминка:

1. - Коммуникативная игра:

"Давай пожмем друг другу руки" - дети стоят в кругу, начинает игру ведущий. Он поворачивается к соседу справа, пожимает ему руки и ласково называет его по имени и так дальше по кругу.

- Круговая тренировка

Педагог предлагает детям отправиться в лес (дети стоят в колонне по одному)

Осенним днем лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал : (лосенок)
За мамой лисицей крался : (лисенок)
За мамой ежихой катился :(ежонок)
За мамой медведицей шел :(медвежонок)
За мамою белкой скакали:( бельчата)
За мамой зайчихой - косые :(зайчата)
Волчица вела за собою: (волчат)
Все мамы и дети напиться хотят2
Спокойно идут друг за другом
Идут топающим шагом
Идут на носочках с перекатом на ступню, мягко ступая, при этом разноименную руку вперед перед грудью
Идут в полуприседе, руки на поясе
Идут , ноги слегка расставлены с упором на наружную
сторону стопы, при этом носки ног сжать, руки согнуты в локтях, ладони к груди, выполняя легкие наклоны из стороны в сторону
Прыжки в приседе с продвижением вперед, руки согнуты в локтях, ладони соединены и опущены вниз.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед в стороны (вправо, влево)
Бег широким шагом

Как вы думаете, почему так говорят: Два медведя в одной берлоге не живут ( педагог делает вывод о характере медведя)

2. Оздоровительно-развивающая часть.

Игровое упражнение "Медвежата"

Дети стоят в шеренге (или в две) и по сигналу педагога становятся на четвереньки с опорой на ладони и ступни - по-медвежьи, затем на следующий сигнал передвигаются вперед до обозначенной черты (дистанция 5-6 метров). Дети, поднимаясь, хлопают в ладоши над головой. На исходную линию все возвращаются шагом. Игровое задание повторяется 2 раза.

Подвижная игра с бегом "Медведь"3 (дети стоят в кругу, считалкой выбирают "медведя")

За стеклянными дверями, стоит мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, а водишь - ты1

А водить-то будешь

Дети идут по кругу, держась за руки, говорят слова:

Шел медведь, косматый мех,

Нес в мешке веселый смех,

Зацепил мешком за сук-

Смех посыпался вокруг1.

По окончании слов "медведь" догоняет детей.

3. Заключительная часть. Игра малой подвижности "Мишкины шишки"

В центре круга стоит "мишка", вокруг "мишки" рассыпаны шишки, дети двигаются по кругу, держась за руки и дразнят "мишку":

Мы коричневому мишке, принесли на ужин шишки.

Тут как начал он реветь: "Я не белка, я - медведь.

Не нужны мне ваши шишки.

Мед на ужин нужен мишке".

По окончании слов дети останавливаются и пытаются взять в руки шишку.

Под музыку дети выходят из зала.

Оздоровительный досуг в старшей группе

"Поморские забавы".

Под маршевую музыку дети заходят и строятся в круг.

Поморы в старину говорили: "Здоров будешь - все добудешь"

И мы друг другу пожелаем здоровья

Коммуникативная игра:

"Ладошки" - сидя на полу по-турецки, дети соприкасаются с ладонями соседей. ( Какие у вас теплые, мягкие, сильные ладошки, поздоровайтесь друг с другом)

- Кто в радости живет, того кручина не берет!

Разминка по кругу (р.н.п.)

- Круговая тренировка ( звучит плясовой наигрыш)

Ходьба в колонне по одному с упражнениями для ног и плечевого пояса.

Упражнения для ног:

Ходьба на носках, руки на поясе, на пятках - руки за головой;

Дробный шаг, руки согнуты перед грудью, предплечья вместе;

"Петушиный шаг", руки на поясе;

Боковой шаг с приседом, руки на поясе;

Шаг - "елочка", руки согнуты перед грудью, предплечья вместе, приподнимаясь на носки, отвести пятки вправо и т.д.

Упражнения для плечевого пояса:

Подъем и опускание плеч, руки на поясе;

"Тарелочки", скользящий хлопок в ладоши;

"Мельница" - вращения рук по кругу назад, вперед;

"Ножницы"- скрестные движения рук.

Дети двигаются поскоками по кругу, ходьба друг за другом.

- В пары в шахматном порядке становись.

Почему так говорят "Дружно не грузно" (ответы детей)

ОРУ (в парах) "Беломорские крепыши"

"Вверх и вниз" - стоя спиной друг к другу, взяться за руки (руки поднимать и опускать)

"Качели" - стоя, расставить ноги на ширину плеч, лицом друг к другу, держа руки лодочкой (наклоны вправо-влево)

"Приседания" - стоя, взяться за руки. Один ребенок приседает, второй стоит.

"Лодка" - сидя, ноги врозь, упор ступнями в ступни товарища, держась за руки. Наклоны вправо - влево.

"Гребцы" - то же. На счет раз один ребенок выполняет наклон вперед, другой назад.

"Силачи" - стоя, повернувшись спиной друг к другу, взяться локтями за локти товарища. Выполнять наклоны вперед-назад.

"Прыжки" - стоя, лицом друг к другу, положить руки на плечи партнера, прыжки на двух ногах,

"Вверх и вниз" - стоя спиной друг к другу, взяться за руки (поднимать и опускать)

Перестроение в круг.

- Поморы говорили: веселому народу и мороз не страшен.

(заходит снеговик с песней):

Кабы не было зимы, в городах и селах,

Никогда б не знали мы, этих дней веселых.

Не кружила малышня возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня, кабы, кабы, кабы:

Снеговик проводит с детьми дыхательную гимнастику "морозный воздух".

Снеговик: - Ледяное стекло я разбил

Много льдинок с собой прихватил:

Игровое упражнение "Загони льдинку"

Дети, продвигаясь вперед на одной ножке, ведут "льдинку" (кусочек пенопласта) и загоняют ее в "прорубь" (пунктиром наклеена по кругу пленка синего цвета)

- Мы проверим, снеговик, а ты ловкий или нет?

Подвижная игра " Заморожу"

Вокруг водящего-Снеговика дети ведут хоровод и поют:

Идет Зимушка-зима,
У неё белая коса. С ней идут тетки-
Где она идет, Белые поддёвки:
Там снег трясёт; Метель, Вьюга и Пурга.
У реки ступает- У них есть слуга:
Льдом воду покрывает; Сам злющий Мороз.
Где она дышит, От него много угроз,
Там узоры пишет. Кого схватит - тот замерз!

Потом дети разбегаются от Снеговика в разные стороны. Он догоняет их и старается дотронуться рукой - "заморозить". "Замороженный" должен сразу остановиться и развести руки в стороны. Остальные игроки могут его "разморозить", для этого нужно бросить ему снежок так чтобы он поймал его.

Подвижная игра "Кутерьма"

Снеговик и дети встают в пары врассыпную. В каждой из них один играющий везет другого на санках. Все поют:

Уж как зимушка приходит,

Белоснежная приходит,

Люли, люли приходит!

Где вы саночки, конечки,

Люли, люли дружочки!

Осень прочь от нас уводит,

Землю снегом всю заносит!

Люли, люли всю заносит!

Здравствуй, зимушка-зима!

Разыгралась кутерьма!

Люли, люли кутерьма!

Одна из пар - водящие, они стремятся догнать любую другую пару саночников и засалить одного из игроков. Салит участник, сидящий на санках, прикосновением руки. После этого новая пара становится водящей и начинает гоняться за другими саночниками, игра продолжается. (Снеговик уходит)

Построение в круг.

Кто мороза не боится, того болезнь сторонится.

Массаж биологически активных точек

Дед Мороз, Дед Мороз,

Через тын перерос,

Через тын перерос,

Прикатил подарков воз:

Морозы трескучие,

Снеги сыпучие,

Ветры завьюжные,

Метели дружные2

Дети с силой трут

ладони друг о друга.

Проводят пальцами по лбу

от середины к вискам.

Растирают указательными

пальцами нос.

Поглаживают мягко ладонями

шею движениями сверху вниз.

Под музыку дети выходят из зала.

Приложение 1.