Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Разделы: Математика


Задачи:

  • обобщить знания об обыкновенных дробях и действиях над ними;
  • закрепить умения сравнивать обыкновенные дроби и выполнять арифметические действия над ними (сложение, вычитание);
  • формировать умения групповой деятельности, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
  • развивать и закреплять интерес к математике, сообразительность, логическое мышление;
  • воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполнения работы.

Необходимые материалы: презентация созданная по типу игры "Своя игра", интерактивная доска (возможно - проектор, экран, ноутбук), карточки с заданиями для самостоятельной работы, дипломы победителей, листочки для самостоятельной и индивидуальной работы, секундомер.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Добрый день. Сегодня перед нами стоит задача закрепить умения сравнения обыкновенных дробей и действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями. На следующем уроке по данной теме у нас будет контрольная работа.

Пожалуйста, представьтесь. (Команды заранее готовят название команды и девиз)

Приветствие команд.

Команд 3 - по 6-7 человек. Капитаны команд.

Актуализация полученных знаний. Теоретический блок.

На экране проектируется презентация содержащая вопросы [Приложение 1]. Учащиеся выбирают вопрос, мой помощник управляет презентацией. Т.к. игра построена по принципу игры "Своя игра", то есть возможность произвольного выбора вопроса и возвращение к перечню вопросов. Таким образом, обеспечивается наглядность, визуализация и интерактивность учебного материала на протяжении всего урока.

Вопросы трёх уровней.

1 команда выбирает цвет и уровень вопроса, на обсуждение даётся в зависимости от сложности вопроса по 15, 25, 30сек.

Вопросы:

Назовите в дроби числитель и знаменатель 5/12.

Какая дробь называется правильной?

Какая дробь называется неправильной?

В чем заключается основное свойство дроби?

Какую дробь называют несократимой?

Как сложить (вычесть) дроби с одинаковым знаменателем?

Как сравнить дроби с разными знаменателями?

Как сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями?

Как привести дроби к наименьшему общему знаменателю?

Систематизация знаний и умений. Практический блок.

Аналогично теоретическому блоку. Только времени даётся на подготовку ответа соответственно по 15, 30, 60 секунд.

(логическое мышление, поисковая деятельность)

Задания:

подумать

Найдите "лишнюю" дробь в ряду и назовите её: 3/4, 8/7, 5/6, 7/8.

В этой таблице каждой дроби соответствует буква. Какая буква соответствует последней дроби?

? 1 ? 8/5 1,2
п с н  

Представьте 12/100 в виде несократимой дроби.

Сравните дроби: 7/10 и 13/20.

Сравните дроби: 7/11 и 2/5.

Сравните дроби: 2/9 и 2/11.

решить

Мама дала Зое денег на завтрак в школе. Придя, домой, Зоя отчиталась так: "1/2 всех денег я истратила на булочку и чай, а 3/10 на конфеты". Какую часть денег Зоя потратила на завтрак?

В книге 2 рассказа. Наташа прочла первый рассказ за 2/3часа, на чтение второго потратила 1/6 часа. Сколько времени ушло на чтение обоих рассказов?

За первый день турист прошел 1/7 всего пути, за второй 7/14 всего пути. Какую часть всего пути прошел турист за два дня?

Самостоятельная работа. "Битва капитанов".

(Капитаны получают задания и работают у доски. Задание: найди ошибку и реши правильно). Карточки для капитанов.

Задания для капитанов: найди ошибку

1.

2.

3.

4.

5. сравни:

, > , значит >

6. сравни:

и

Значит >

Остальные выполняют самостоятельную работу на листочках.

Получают карточки и листочки.

Учитель: Выполните действия (1-7)

Карточка №1.

2/13+7/26

9/10-3/5

5/6-3/4

1/3+1/5

7/15-0

1/6 и 3/5

2/7 и 2/9

Карточка №2.

7/8-3/4

9/11+3/22

3/10+1/3

2/9+0

2/9-3/18

3/7 и 4/21

1/8 и 1/5

Карточка №3.

7/8+1/4

7/9-2/3

9/20+3/8

1/3-1/7

7/81+0

1/4 и 2/7

3/8 и 3/5

Итоги: Появляется слайд с ответами всех заданий, учащиеся сравнивают свой ответы с ответами на доске (ставят соответственно + или - ). Учитель просит поднять руки тем, кто справился с 5 более заданиями. По количеству правильно ответивших учеников в команде ставится балл командам. Листочки собираются для более детальной проверки.

(Капитаны у доски демонстрируют выполнение задания.)

Итог урока.

Подводятся итоги, определяются победители и они награждаются.

Учитель: Вы справились с задачами. Кто уверен, что справится с предстоящей контрольной работой?