Задачи:
- обобщить знания об обыкновенных дробях и действиях над ними;
- закрепить умения сравнивать обыкновенные дроби и выполнять арифметические действия над ними (сложение, вычитание);
- формировать умения групповой деятельности, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- развивать и закреплять интерес к математике, сообразительность, логическое мышление;
- воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполнения работы.
Необходимые материалы: презентация созданная по типу игры "Своя игра", интерактивная доска (возможно - проектор, экран, ноутбук), карточки с заданиями для самостоятельной работы, дипломы победителей, листочки для самостоятельной и индивидуальной работы, секундомер.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Добрый день. Сегодня перед нами стоит задача закрепить умения сравнения обыкновенных дробей и действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями. На следующем уроке по данной теме у нас будет контрольная работа.
Пожалуйста, представьтесь. (Команды заранее готовят название команды и девиз)
Приветствие команд.
Команд 3 - по 6-7 человек. Капитаны команд.
Актуализация полученных знаний. Теоретический блок.
На экране проектируется презентация содержащая вопросы [Приложение 1]. Учащиеся выбирают вопрос, мой помощник управляет презентацией. Т.к. игра построена по принципу игры "Своя игра", то есть возможность произвольного выбора вопроса и возвращение к перечню вопросов. Таким образом, обеспечивается наглядность, визуализация и интерактивность учебного материала на протяжении всего урока.
Вопросы трёх уровней.
1 команда выбирает цвет и уровень вопроса, на обсуждение даётся в зависимости от сложности вопроса по 15, 25, 30сек.
Вопросы:
Назовите в дроби числитель и знаменатель 5/12.
Какая дробь называется правильной?
Какая дробь называется неправильной?
В чем заключается основное свойство дроби?
Какую дробь называют несократимой?
Как сложить (вычесть) дроби с одинаковым знаменателем?
Как сравнить дроби с разными знаменателями?
Как сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями?
Как привести дроби к наименьшему общему знаменателю?
Систематизация знаний и умений. Практический блок.
Аналогично теоретическому блоку. Только времени даётся на подготовку ответа соответственно по 15, 30, 60 секунд.
(логическое мышление, поисковая деятельность)
Задания:
подумать
Найдите "лишнюю" дробь в ряду и назовите её: 3/4, 8/7, 5/6, 7/8.
В этой таблице каждой дроби соответствует буква. Какая буква соответствует последней дроби?
? | 1 ? | 8/5 | 1,2 |
п | с | н |
Представьте 12/100 в виде несократимой дроби.
Сравните дроби: 7/10 и 13/20.
Сравните дроби: 7/11 и 2/5.
Сравните дроби: 2/9 и 2/11.
решить
Мама дала Зое денег на завтрак в школе. Придя, домой, Зоя отчиталась так: "1/2 всех денег я истратила на булочку и чай, а 3/10 на конфеты". Какую часть денег Зоя потратила на завтрак?
В книге 2 рассказа. Наташа прочла первый рассказ за 2/3часа, на чтение второго потратила 1/6 часа. Сколько времени ушло на чтение обоих рассказов?
За первый день турист прошел 1/7 всего пути, за второй 7/14 всего пути. Какую часть всего пути прошел турист за два дня?
Самостоятельная работа. "Битва капитанов".
(Капитаны получают задания и работают у доски. Задание: найди ошибку и реши правильно). Карточки для капитанов.
Задания для капитанов: найди ошибку
1.
2.
3.
4.
5. сравни:
, > , значит >
6. сравни:
и
Значит >
Остальные выполняют самостоятельную работу на листочках.
Получают карточки и листочки.
Учитель: Выполните действия (1-7)
Карточка №1.
2/13+7/26
9/10-3/5
5/6-3/4
1/3+1/5
7/15-0
1/6 и 3/5
2/7 и 2/9
Карточка №2.
7/8-3/4
9/11+3/22
3/10+1/3
2/9+0
2/9-3/18
3/7 и 4/21
1/8 и 1/5
Карточка №3.
7/8+1/4
7/9-2/3
9/20+3/8
1/3-1/7
7/81+0
1/4 и 2/7
3/8 и 3/5
Итоги: Появляется слайд с ответами всех заданий, учащиеся сравнивают свой ответы с ответами на доске (ставят соответственно + или - ). Учитель просит поднять руки тем, кто справился с 5 более заданиями. По количеству правильно ответивших учеников в команде ставится балл командам. Листочки собираются для более детальной проверки.
(Капитаны у доски демонстрируют выполнение задания.)
Итог урока.
Подводятся итоги, определяются победители и они награждаются.
Учитель: Вы справились с задачами. Кто уверен, что справится с предстоящей контрольной работой?