Здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой и оно должно стоять на первом месте.
Не секрет, что большинство людей лишь с возрастом понимают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи и материальные блага не могут компенсировать его потерю.
У многих детей свободного времени от школы и школьных занятий просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов. В последние годы даже в обычных школах появилось много новых предметов, увеличился объём информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса, занятия в музыкальной и художественной школах, куда так старательно стремятся направить своих детей родители. Всё это приводит к нарушению режима дня школьника, сокращению времени сна, постоянному переутомлению, отсутствию двигательной активности, перенапряжению зрения. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Школа - открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства. Особую значимость приобретает работа школы по формированию у школьников правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Как отметил Дмитрий Медведев, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а "сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая". По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. "Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов", - отметил глава государства.
Физическая культура, как предмет, почти единственный в школе, среди остальных учебных дисциплин, имеет своей задачей развитие и укрепление физического и психического здоровья ученика, и если здоровье большинства учащихся оставляет желать лучшего, то это не вина, а беда системы обучения физической культуре. Надо заметить, что проблема уроков физкультуры в том, что в зимнее время на свежем воздухе их проводится очень мало! Именно эта проблема натолкнула нас на написание данного проекта.
Проект "Зимний бум" разработан для реализации проведения уроков физкультуры и внеклассных мероприятий в зимнее время на школьных спортивных площадках.
Основанием для разработки проекта стали нормативные документы, определяющие перспективы развития современного российского образования:
- Закон об образовании РФ от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.03.2004; Закон об образовании РХ, 2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756 - р от 29.12.2001 г.;
- Письмо Министерства образования РФ от 12 августа 2002г. № 13-51-99/14 "О введении третьего дополнительного часа по физической культуре";
- Письмо Министерства образования РФ от 28 апреля 2003г. №13-51-86/13 "Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ";
- Приказ Министерства образования РФ от 15 марта 2002г. №867 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи".
Год разработки: 2009 г.
Сроки реализации: 2009-2011годы
Исполнители мероприятий: Учителя физической культуры г.Абакана.
Руководитель: Мамченко Т.В. - руководитель городского методического объединения.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей на урочной и внеурочной деятельности в зимний период времени.
Задачи:
Основные направления и условия для реализации:
- наличие спортивных площадок в удовлетворительном состоянии;
- наличие спортивного инвентаря (лыжи, коньки, клюшки, мячи, санки, ледянки);
- привлечение социальных партнеров и участников проекта (ЖЭК, СМИ, АДМ, ДЮСШ, дошкольные учреждения, дворовые клубы, родителей);
- составление рабочих программ по физической культуре с учетом региональных климатических условий и национальных особенностей (протяженность зимнего сезона, наличие снега, национальные зимние виды спорта);
Создание оптимальных условий:
- Соблюдение внешнего теплового режима (на улице)
- Соблюдение норм и правил подбора одежды для занятий на улице в зимнее время учащимися.
- Осуществление мер, предупреждающих травм и простудных заболеваний
- Организация медицинского всеобуча для учащихся и родителей.
- Проведение общешкольного конкурса "Самый здоровый класс", "Самый спортивный класс".
Суть проекта.
Каждая школа готовит свою спорт площадку для проведения уроков и внеклассных мероприятий: заливает каток, прокладывает лыжню, поддерживает все в рабочем состоянии. Администрации следует внести в список функциональных обязанностей дворник заливку и очистку катка. Преподаватели физической культуры в свою очередь следят за состоянием лыжни в течении зимнего сезона.
Проект предусматривает два направления: организация и проведение уроков физической культуры в зимнее время на свежем воздухе и внеклассных спортивных мероприятий по зимним видам спорта. Учителя физической культуры разрабатывают систему уроков по зимним видам спорта, включая их в вариативную часть рабочей программы. Уроки направлены на обучение основам передвижения на лыжах, коньках; на ознакомление с правилами и основами игры в хоккей с мячом, с шайбой; с различными подвижными играми на свежем воздухе). Особое внимание следует уделить на таких уроках вопросам сезонной экипировки: подбору обуви, шапок, варежек, курток; правильному дыханию, разминке на улице.
Навыки, полученные на уроках учащиеся демонстрируют во внеклассных спортивно - массовых мероприятиях, предусмотренных данным проектом: соревнованиях, праздниках, народных играх в зимний период. Сценарии спортивных мероприятий, положения о соревнованиях разрабатываются учителями школ - участников проекта по графику. Проведение мероприятий предполагает сетевое взаимодействие данных школ, привлечение родителей, МДОУ и партнеров.
Данный проект предлагает следующий график мероприятий
Содержание мероприятия | Сроки | Ответственные и партнеры |
Проведении инструктажа по ТБ на уроках по зимним видам спорта | Ноябрь | Преподаватели физической культуры и классные руководители |
Заливка катка Подготовка зимнего спортивного инвентаря Подготовка лыжни |
Ноябрь - декабрь | ЖЭУ и дворники школ Учителя физической культуры |
"Скользкий лёд" (соревнования по бегу на коньках) |
Ноябрь - декабрь | Преподаватели физической культуры |
"Ледниковый бал" (показательные выступления юных фигуристов) |
Ноябрь - декабрь | Преподаватели физической культуры, родители |
"Ледовые баталии" (народные зимние игры, эстафеты) |
Январь | Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители |
"Лыжня зовет" (соревнования юных лыжников) |
Февраль | Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители |
"Трус не играет в хоккей" первенство школы по хоккею | Февраль | Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители |
"Молодецкие забавы" (спортивный праздник, посвященный проводам Зимы) |
март | Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители |
Ожидаемые результаты:
Снижение уровня заболеваемости детей.
Формирование здорового образа жизни в школе и семье.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Популяризация зимних видов спорта
Создание методических пособий по проведению мероприятий и уроков по зимним видам спорта.
Создание памятки или инструкции по правильному поведению во время занятий в зимнее время года на свежем воздухе.
Распространение накопленного опыта в методическом сообществе учителей физической культуры
Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
Создание единого здоровьесберегающего пространства "детский сад - школа - спортивный комплекс - учреждения культуры".
Преимущества проекта "Зимний бум":
1. Расширение и дополнение спортивно-массовой работы в городе с охватом всех возрастных групп в зимнее время! (детские сады, дворовые клубы, спортивные секции, родители, бабушки и дедушки)
2. Проведение спортивно-массовых оздоровительных мероприятий в зимнее время.
3. Организация внутришкольных соревнований, праздников, игр, встреч родителей и учащихся.
4. Формирование спортивных традиций, открытие спортивных зимних сезонов, 5. Выявление лучших спортсменов школ и города по зимним видам спорта.
Информационные источники проекта:
- Антропова, М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968. -С. 125-127.
- Бальсевич, В. К., Лубышев, Л. И. Новые технологии формирования физической культуры школьника // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ междун. семинара. - М., 1993. - С. 42-50.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. - М.: Педагогика, 1986.-С. 151-162.
- Лушина, Л. В. Новые тенденции в физическом воспитании детей //Физическая культура в школе. - 1983. - № 2. - С. 63-65.
- Фомина, Н. А. Музыкально-двигательная подготовка в системе физического воспитания: учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - С. 31-32.
- Чебыкин, А. Я. Теория и методика эмоциональной регуляции учебной деятельности: научно-методическое пособие. - Одесса: Астро-Принт, 1999.-С. 158-161.
- Научно-методический журнал "Физическая культура в школе".
- Методическая газета для учителей физкультуры "Спорт в школе", издательский дом Первое сентября.